Коммунарская методика

Коммунарская методика — …

Идея
коллективной творческой деятельности

Смысл методики Игоря Петровича Иванова состоит в том, что ребят – с первого класса по выпускной – учат коллективному общественному творчеству. Основное правило – всё творчески, иначе зачем.

“Педагогика сотрудничества”

Идея совместной жизни – творчества детей и взрослых – возникла в Ленинграде в конце 50-х годов, её авторы – профессор Игорь Петрович Иванов и его коллеги из “Союза энтузиастов” – ленинградские учителя и вожатые.

В принципе, идея радостной жизни, творчества как способа воспитания существовала к тому времени довольно давно. Тут и огромные крестьянские семьи, где каждый чувствует себя нужным, потому что забот хватает на всех, и школы–коммуны 20-х годов. Но заслуга Иванова в том, что он превратил разрозненные идеи, порождённые повседневной жизнью рядом с детьми, в стройную педагогическую систему, технологию, дающую уже столько лет блестящие результаты. Иванов основал свой метод на очень простых вещах. Дети – люди действия, это видно невооруженным глазом из собственного окна, даже без высшего педагогического образования. Ребятня во дворе целый день возится: что-то выдумывает, обсуждает какие-топравила. Самому маленькому – едва шесть, у самого большого уже голос ломается. Что у них может быть общего, почему им так хорошо вместе? Потому что у них есть дело, задуманное и осуществленное.

Собственное дело, общее дело… За него-то и ухватился ленинградский профессор. Как человек, работавший в школе, он знал, что ребёнок отличается от взрослого обязательным присутствием неизбежного воспитателя рядом. Ребёнок и взрослый слишком часто вместе. И если присутствие взрослого лишь бесконечный надзор и опека, жизнь становится каторгой для обоих. А что если быть не просто рядом, а действительно вместе: придумывать, поддерживать, осуществлять? Так Иванов предложил взрослому другие роли – не контролёра, а генератора идей, вдохновителя, помощника. И главное – взрослый может помочь там, где эта помощь действительно требуется. И ребята не воспримут её как посягательство на независимость. Ведь он может то, чему они пока ещё только учатся, – анализировать качество этой общей жизни. Но ведь надо ещё и сделать что-то, чтобы этот анализ не превращался в пустые разговоры!

Иванов и тут придумал хитрый ход – жизнь детей должна быть ежедневно наполнена массой сменяющихся событий, авторами которых были бы они сами. Это его знаменитая система коллективных творческих дел. Творчески – значит с импровизацией, потому что дети очень не любят готовить что-нибудь слишком долго и ненавидят запоминать наизусть специально. Зато обожают переодеваться и выдумывать. Значит, если концерт-”ромашка” – пять минут подготовки, и вот вам отличный туземный танец или номер канатоходца для цирка. И совершенно не важно, что канат тот вообще лежит на полу, а туземец просто обмотался полотенцем. Всем весело – значит, цель достигнута. Творчески – это значит ещё и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь. Но неужели кто-нибудь будет так стараться для себя? Значит, нужна высокая цель.

Жажда помощи другому всегда горит в ребёнке. Недаром же С.Соловейчик говорил: предложите детям построить спортплощадку в своём лагере – все окажутся лентяями, скажите: в соседней деревне пожар – и все будут героями. Ребёнок хочет высокой жизни, но почти никогда не может создать её себе сам. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, потому что только в преодолении он растёт. Отсюда все эти прыжки с крыш, чердаки, подвалы. А тут приходит взрослый, для которого подъём среди ночи и спасение погибающего урожая – педагогическая норма. И он говорит: “Работа очень трудная, пойдут только добровольцы”. Редкий мальчишка не согласится жить так. И постепенно в этой общей заботе вырастает взгляд на себя: вот, оказывается, сколько всего я могу – выдумщик, храбрец и шутник. А ребёнок и не подозревал в себе этого. Постепенно помощь другому и радость за него превращаются в обыкновенную привычку, не требующую экстремальных обстоятельств. Такие предупредительные, заботливые, чуткие ребята. Всегда кажется, что дети, приобретшие этот опыт, какие-то специально отобранные. Да нет, ничего особенного. Просто жизнь, которую они сами построили, идеалы, на которых они вырастали, совпали с их детскими устремлениями.

Иванов очень точно заметил: дети обожают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. Они больше всего любят играть и выдумывать – значит, должно быть творчество всегда и во всём. Чуть ли не двадцать четыре часа в сутки. Не как декларация, а как образ жизни. И вся разновозрастная команда эту жизнь проектирует. Для этого и существуют советы дела. Совет дела – очень воспитывающая вещь. Во-первых, все друг друга слушают, потому что говорят по очереди. А во-вторых, даже самый нетворческий ребёнок в конце концов раскрывается. Потому что если собраться вместе тем, кто умеет придумывать, и тем, кто ещё только пробует, обязательно родится что-нибудь интересное. И главное – и тот, кто реально придумывал, и тот, кто только поддакивал, будут считать себя авторами идеи. Детская уверенность в своих силах начинает расти на глазах. И если в самых первых советах дела почти все должны были придумывать взрослые, то через несколько лет даже самые робкие фонтанируют идеями, а взрослый сидит в уголке и еле успевает записывать.

Для ребят очень важно, если все их задумки осуществятся. И тут совет дела выступает уже в роли не только создателя интересной жизни, но и её организатора. Автоматически, без специальных педагогических разговоров возникает сотрудничество старших и младших. По-другому и не получится – когда дел много, работа найдется всем. И тут самое парадоксальное – главные все. Каждый думает: если не я, то кто? И чувствует свою значимость. Ведь от него много чего зависит. Но мало того что он дело делает и другим помогает, так ещё должен всё время видеть, что и как кругом происходит. “Огонёк” – ключ к общей жизни. Этот странный огонёк, костерок из трёх полешек – мера крепости общего духа и педагогического мастерства взрослых. В конце каждого дня дети садятся в круг и выдают его оценку. Что сегодня получилось? Что – нет? Кому от нашего дня было сегодня хорошо? Что делать, чтобы не повторялись сегодняшние ошибки? В кругу говорят все: кто-то распространяется долго, кто-то бросит пару слов. Взрослый никогда не говорит после всех, чтобы не было похоже на подведение итогов. Это просто голос из хора, своя точка зрения.

Вот, собственно, и вся суть. Только-то – коллективное создание радости для кого-то с последующим общим же обсуждением? Да, но за неделю или месяц сбора в каком-нибудь лагере или даже собственной школе, опустевшей на каникулах и потому не давящей привычными стереотипами, таких радостных событий происходит столько, с такой скоростью и плотностью, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому. Всегда помощь, всегда радость, всегда творчество. Иначе зачем?

Когда бы грек увидел наши игры…

Брейгелевский Икар будоражил воображение третьеклассников. Почему он нарисован где-то сбоку? Почему люди на картине одеты как-то странно? Миша важно говорит:

– Про Икара – это же греческий миф, почему они все не в белых тряпках?
– В каких ещё тряпках? – недоумевает Настя.
– Ну, белые такие, вроде как твой сарафан, только для мальчиков. Елена Викторовна, объясните ей!.
– А греки что вообще делали? Воевали с кем-нибудь? Как это узнать?

Очень просто: собраться вместе и придумать новый проект – греческий, в очередной раз перемешав удовольствие творчества и образования. Вместе с учительницей быстро находят в большом атласе карту Греции, и через несколько минут маршрут будущего проекта в общих чертах готов. Как хорошо – лечь животом на карту, а там Греция – сплошные горы и море, деревья и острова. Что можно делать посреди такого великолепия? Конечно, сочинять и плавать на кораблях. Взрослые вместе с ребятами набрасывают идеи, которых набирается целая страница. Так выглядит совет проекта, на котором он придумывается, выясняются возможности и распределяются обязанности.

Ребята решили сначала просто читать мифы как яркие сказки. Но вдруг оказалось, что это не сказки вовсе, а прямо про них написано. Откуда всё взялось? Как превратить беспорядок в порядок? – насущные вопросы для восьмилеток. Ведь мифы – те же игры с правилами, которые они так любят. Там из ничего возникают новый мир, весёлая гармония. “Гармония” – греческое слово, как и “космос” – порядок мироздания.

Мифы вызывают желание сочинять самим. И вот уже мальчики пытаются объяснить, почему это Тесей вдруг забыл переменить парус, отчего это Пан такой козлоногий. Но долго жить внутри сказки – это уже не для них. Поэтому так радостно хватаются за Эзопа, жадно слушая байки о его жизни. “Эзоп был мудрец, баснописец и раб”, – объясняет Юля младшим. Раз мудрец, значит, всё время думал о чём-нибудь важном. Например, что всего лучше, что всего старше, что всего полезнее. А что, если и нам попробовать? Так в проекте добавляется идея пира мудрецов, самого настоящего, с возлежанием за длинными столами и философскими вопросами.

– А что, можно будет есть руками? – с весёлым ужасом спрашивают третьеклассники. Почему бы и нет, но ты попробуй сначала ответить на вопросы мудрецов. Через некоторое время появляются первые “философские” тексты. Десятилетний Сережка: “Всего прекраснее добрая и надежная душа, благородная и свободная. Которая может управлять человеком по-доброму и по-хорошему”. Женя, философ девяти лет: “Прекраснее всего – жизнь, потому что в жизни есть много приятного. Разумнее всего – говорить правду, тогда меньше хлопот. А легче всего – ничего не делать!”

А ещё через несколько дней они узнают, что жизнь греков, как чёрно-белый слоёный пирог: война – мир. А это означает: надо делать бумажных солдатиков в невиданных шлемах и кораблики. А ещё лучше – один большой, говорят мальчишки, с парусом, как у настоящей триеры. Он тогда не только для войны с персами пригодится. Потому что на совете проекта задумали ещё сыграть спектакль про аргонавтов. И пусть это будет корабль Тесея, когда начнётся игра в Лабиринт. Рулоны обоев, валяющиеся везде в мастерской, постепенно превращаются в дорические колонны, “Арго” и страшную маску Минотавра. Малыши-первоклашки окружили огромный стол в мастерской, уставленный клеем и красками. – А можно я тоже буду клеить? – спрашивает маленькая Даша. Конечно, можно: столько работы, каждый пригодится. Старшие девочки помогают маленьким надевать рабочие халаты.

И целый час они с упоением трудятся рядом с четвероклассниками. А те не важничают, не ворчат, если что-то у них не получается. А просто подойдут и помогут убрать лужу краски на полу. И завтра – это уже и не школа вовсе, а мрачный Лабиринт с влажными стенками. Семь мальчиков и семь девочек идут на съедение к Минотавру. Дорога усыпана карточками с вопросами, составленными накануне. Ответил – живи дальше, побеждай чудовище. Не знаешь – скорее советуйся с другими. Перебираясь через завалы парт, кресел и кубиков, устроенные в классах и коридорах, ребята крепко держатся друг за друга и отчаянно сопротивляются. Но всё-таки многие команды съедены почти целиком. А всё почему? Не смогли договориться. Так они понимают, что древний грек не мог жить в одиночестве, так появляется в их словаре “Аристотель”, который первым подумал об этом. Греческие слова повисают в воздухе, остаются на бумажках, разбросанные по всей школе, красивые и понятные: ойнохойя, кратер, гимнасий. Приятно теперь быть не просто Санькой, а “защитником людей”. Его спина выпрямляется, и чувствует он себя совсем по-другому. Тем более что хитон, который они с мамой мастерили вчера вечером, как раз впору. Столько всего уже было: почти настоящие древние Олимпийские игры с оливковыми венками, где “наши ребята были как настоящие спартанцы – боролись до последнего”, персов они всё-таки в Грецию не пустили, даже с мудрецами беседовали.

Но всё равно чего-то не хватает. И как же это можно было забыть про идею греческой щколы, ещё в самом начале предложенную ребятами! Но столько всего нужно. Кто будет делать восковые таблички, чтобы писать греческие буквы? И ещё надо принести флейты, потому что греки учили своих детей музыке. А самое интересное – приготовить речь перед свободными гражданами. Например, о пользе образования или защите отечества.

Что надо не забыть, если хочется устроить радостную и добрую жизнь
(Десять советов Симона Соловейчика)
1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.
2. Если не получается – пусть соберутся вдвоём, втроём. Вместе – получится.
3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
6. Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
8. Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается всё.
9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьёзных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придётся кричать на них.
10. В общем деле все в ответе за всё.

И каждый – самый главный. Глаза мальчишек блестят.
– Граждане! Наш город в опасности! Враг стоит под стенами! Вооружайтесь!
– А почему? Пусть нас завоюют, зато мы живы останемся, – хитро бросают из толпы, проверяя способности оратора убеждать. – Но вы же не хотите быть рабами? Раб не может делать, что он решил. Он только выполняет приказы.
– Ну ладно, я согласен воевать! Я хочу быть свободным.

Оказывается, защищать отечество надо не только ради свободы выбора, а, например, чтобы искусства не исчезли, “потому что птицы в клетке не поют”, как глубокомысленно изрек Филя. И даже чтобы твой род с земли не исчез. И все это выясняется за семь минут подготовки. Просто залез на стул и сказал речь. Такой вот урок красноречия для маленьких древних греков. А ещё можно высчитать площадь для строительства храма или вместимость амфоры, и тогда получится греческая математика. А заодно все удивятся, что это знаменитый Пифагор придумал видеть числа как квадраты и прямоугольники. Ребята рисуют точки, и таблица умножения вспоминается сама собой.

Но всё хорошее заканчивается слишком быстро. Царь Эет – девятилетний Женька – встаёт с трона и величественно удаляется. Оркестр, “может быть, даже лучше, чем в настоящих театрах”, доигрывает последние такты саги об аргонавтах. Маленькие музыканты убирают в ящики литавры и ксилофоны. Две недели греческой жизни были такие яркие и увлекательные, каждый день что-нибудь происходило. Забыть это невозможно. Зато можно долго обсуждать после проекта, глядя в счастливые глаза друг друга, что понравилось больше всего, что не очень, почему это произошло. Все говорят по очереди, и взрослые тоже. Неприятности, вынесенные на круг, никого не расстраивают и быстро забываются, потому что не вышёптываются в коридоре, а сразу становятся всем известны. И меры общими усилиями принимаются сразу. А радостное остаётся надолго. “Хорошо, что мы сделали всё как раз как у греков!” – восхищается Аня в день обсуждения проекта. Конечно, хорошо, когда можно впустить греков в школьную жизнь, не дожидаясь каникул или выходных. Люди из прошлого просто стали частью образования этих ребят. Потому что они сами захотели узнать о них.

Одним из наиболее ярких проявлений системы, выстроенной на основе "педагогики общей заботы" является соуправление и самоуправление. Здесь главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Есть органы постоянные, есть и временные, есть и такие, что создаются для подготовки и проведения только одного дела. Хорошо если состав обновляется, а сами они достаточно гибки и подвижны. Самоуправленческая деятельность может осуществляться в различных видах:

- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива;
- участие в работе пед. совета;
- работа в постоянных и временных органах самоуправления;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- дежурство по школе, классу;
- деятельность советов классов;
- деятельность дежурных командиров;
- участие в работе лагерных сборов;
- работа пед. классов.

Самоуправление – специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей. Основные звенья самоуправления: коллективное целеполагание, коллективное планирование, подготовка, осуществление задуманных дел, коллективный анализ и оценка, постановка новых перспектив. При организации самоуправления необходимо учитывать следующие основные требования:

1. Самоуправление реализуется лишь при увлекательной, разнообразной коллективной деятельности детей.
2. Структура органов самоуправления определяется содержанием и видами деятельности.
3. Высшим органом самоуправления является общее собрание детей и взрослых.
4. Совет дежурных командиров сменный.
5. Гласность и общественный контроль – законы жизни коллектива.

В Поросинской средней школе используется методика коммунарского воспитания в течение десяти лет.

Что особенного в этой коммунарской методике?

1. Должна быть практичная и ясная цель, сегодняшняя.
2. Обязательным признаком является хорошее настроение.
3. Какой бы ни была окружающая жизнь, воспитатель должен учить детей лучшей жизни.
4. Коммунарская методика создаёт огромные возможности для творческого развития детей.
5. Нацеливает коллектив на творчество, она учит ребят творческому отношению к своей общественной жизни.

Что даёт коммунарская методика воспитателю?

1. Снимает чувство страха.
2. Даёт взрослому человеку чувство равенства с детьми.
3. Каждый отдаёт коллективу то, чем он обладает: один – выдумщик, другой  –  организатор, третий – просто хороший собеседник или слушатель. И все вместе побеждают и становятся лучше.
4. Взрослые отвыкают командовать.
5. Пропадает чувство возраста.
6. Не взваливает на одного непосильную ношу организаторской деятельности, не раздаёт должностей, а пропускает всех членов коллектива через бурлящие Советы дела, каждому даёт частичную ответственность на короткое время и с немедленным результатом.
7. При использовании коммунарской методики "трудные" дети не остаются в стороне, они становятся более управляемыми.

Главный орган самоуправления – ученическое собрание. На него выносятся все самые важные вопросы жизни детской организации, принятие законов, награждение и наказание, планлирование важнейших дел, подведение итогов. Собрание проводится еженедельно по понедельникам. Основные текущие вопросы жизни решает совет дежурных командиров, который проводится ежедневно. Жизнь детской организации регламентирована общими законами, разработанными и принятыми на первом собрании. Стремление к воплощению таких качеств как доброта, умение сочувствовать, оказывать помощь, честность, храбрость –  черезвычайно важно. Работа с учащимися ведётся по направлениям экологическое, спортивное, культурное, познавательное. Ученическое собрание начинается с общей песни под гитару. Отдежуривший класс показывает творческий отчёт. Форма проведения отчёта различная (телепередачи, брейн-ринги).

На ученическом собрании отдежуривший класс старается дать заряд хорошего настроения на следующую неделю. Классные коллективы ведут дневники класса. Отвечает за дневник дежурный командир, который выбирается на один месяц. В течение года каждый ученик бывает в роли дежурного командира. Это позволяет каждому осознать все трудности, которые возникают во время работы. В конце учебных занятий дежурный командир сдаёт дневник дежурному классу. Главный распорядитель дежурного класса выставляет средний балл за учебный день.

На первой большой перемене проходит совет дежурных командиров. В конце четверти подводятся итоги, класс-победитель награждается. Система дежурства по школе позволяет каждому коллективу проявить себя. На время дежурства в отряде выбирается главный распорядитель, который возглавляет дежурство. Воспитательная работа в школе строится на системе К.Т.Д.

К.Т.Д. позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. В школе проводятся традиционные К.Т.Д. такие как: "День мальчиков", "День девочек".