О методике КТД

Сегодня уже вряд ли можно встретить педучилище или вуз, где не рассказывают или не читают лекции про методику (педагогику, технологию) академика И.П.Иванова. Конечно, для преподавателей «Энциклопедия КТД» – пособие лучше не придумаешь: разговорный язык, логика, методические советы, отличные примеры и многое другое, ценное для лектора. И вот тут-то происходит худшее, что только можно придумать: ретивое чтение лекций, ведение семинаров по этой книжке так усиливают поток словесно-книжной трансляции, что на этом и кончается ещё не начавшееся коллективное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – всё это противопоказано коллективному творчеству по существу.

Именно такие «последователи» очень скоро превратятся в тех, кто скажет: «Да ну их, эти КТД». То, что списано, выучено, прорепетировано по чужому сценарию и представлено на сцене да ещё с наигранным энтузиазмом, – это уже не КТД.

Когда вышла в свет книжка «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» (ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1970), ставшая впоследствии предшественником «Энциклопедии КТД», Игорь Петрович с горечью заметил: «Какую вредную книжку мы сделали!» Он испугался массового копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

Как часто на творческих семинарах и лагерных сборах, где КТД – гвоздь программы, нам приходилось уговаривать и умолять робких педагогов, скованных и молчаливых: «Садитесь, пожалуйста, в круг, поближе». – «Нет, нет, – отвечали, – мы посидим в сторонке, тихонечко посмотрим и всё запишем».

Но ни слушать, ни смотреть-то здесь нечего. Здесь не спектакль, не монтаж, не телепередача. И ничего нет «для»: для демонстрации, инспекции, наблюдения. Здесь вообще нет ничего, в чём ты сам не участвуешь. Здесь нельзя ничего понять, оставаясь сторонним наблюдателем. Более того, если всё-таки кто-то на загородном сборе, празднике, слёте так и не сможет включиться в общий шум, сутолоку, хохот, секретный дозор, разведку, тот ничего и не поймёт: беспорядок какой-то. К сожалению, многие из нас привыкли к внешнему, а что ещё хуже – к показному порядку, когда всё без запинки, гладко, наизусть, стройными рядами, красивыми звонкими голосами. А здесь поют по бумажке, слов не знают, сбились, засмеялись, им кричат: «Ничего, давайте снова!» И они «выдают» сначала, не смущаясь, просто, как дома или в хороводе. А почему? Да потому, что лишь за пять минут до того, как надо выступать, это сочинили.