«Энциклопедия КТД» - продолжается

Предисловие редактора

«Энциклопедия» академика И.П.Иванова первый раз вышла в Москве в 1989 году. Мне посчастливилось помогать Игорю Петровичу готовить книгу к изданию. «Посчастливилось» надо взять в кавычки, потому что он тогда был болен, однако (и это поразительно!) очень активно работал. Светлая голова – его, а ноги и руки в этом «издательском КТД» были мои. Большую работу тогда проделали редактор Ирина Николаевна Баженова и, конечно, Любовь Александровна Иванова. Низкий поклон вам, друзья.

Когда вышла в свет «Энциклопедия КТД», один из педагогов Новосибирского творческого союза учителей искренне изумился: «Что же это получается? Мы работаем «по Иванову», десятки КТД провернули, и ни одного отсюда…». И действительно: «Экологический форум», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Ночь перед Рождеством», «Круиз – фестиваль кинозвёзд», «Телемарафон в пользу бедного, но одарённого учителя», «Королева Красоты», «Весна-красна», «Посиделки», «Шляпные дискуссии», «Международные конгрессы», «Ярмарки», «Аукционы», многое другое – и всё не «отсюда», не из ивановской книжки взяли, а сами насочиняли на многодневных методических сборах педагогов Новосибирска, Барабинска, Красноярска, Ужура, Абакана, Сызрани, Челябинска, Миасса, Тирасполя… Отлично! Есть повод и уверенное основание сказать главное: «Друзья, работать по Иванову – это значит работать по-своему». Спасибо, Николай, за такой вопрос.

Тогда зачем, спрашивается, Игорь Петрович писал о десятках КТД, о том, что делал он вместе с ребятами и студентами-педагогами? Думаю, вот зачем. Вам приходилось бывать в картинной галерее или Музее изобразительных искусств? Видели – возле картины Репина или Брюллова стоит мольберт, это молодой художник пишет копию. Все понимают: не будет он всю жизнь копировать великих мастеров. Это учебный процесс. Он уже пишет свои собственные шедевры и, погружаясь в творческую манеру гения, растёт по «закону» Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

КТД… Для кого-то это ново, непонятно. Кто-то в них – как рыба в воде. А для кого-то…

«Да ну их, эти КТД… надоело». Услышала я это «да ну» в 1988 г. в одном бывшем всесоюзном пионерском лагере и настолько опешила от неожиданности, что даже переспросила: «Что-что надоело? КТД?!» Подумала – аббревиатурная путаница. Если по Иванову, то КТД – это коллективное творческое дело. Как могут творческие дела, да ещё придуманные самими ребятами, с высокой этикой, фантазией, импровизацией, сюрпризами, игрой, а то и с философскими мыслями – как может это надоесть?

Оказывается, здесь не то. Здесь «Методические разработки КТД». Их велено было вожатым составлять для ребят. И не понарошку, скажем ради педагогической тренировки, в учебном процессе, а для работы в отрядах. В этих, с позволения сказать, КТД, которые вожатые придумали не вместе с ребятами, а вместо них, всё было «по науке»: цель, деление на микрогруппы, задания, выполнение и даже обсуждение… Вот она – схема без жизни, форма без содержания, очередная придумка для детей вместо коллективного творчества самих детей.

Меня насторожили названия: «Раз-два, левой», «У карты мира», «Комсомольский вестник», «Раз словечко, два словечко…». Читаю «разработку», а сама боюсь: вдруг, думаю, «два притопа, три прихлопа» появятся. Нет, на этот раз обошлось. Даже названия говорят о том, что это не дела на пользу и радость людям, как это принято в КТД, а занятия (почти уроки) по выявлению или развитию знаний, умений и навыков: маршировать, загадывать, отгадывать, петь, делать зарядку или политинформацию… И проводятся они как уроки, только повеселее.

Пришлось потолковать с вожатыми, а они так и говорят, что это у них не КТД, а КТИ: мол, коллективная творческая игра. Но если хорошо подумать, друзья, то «К» (коллективная) стоит отбросить, ведь эта игра придумана одним вожатым, а не коллективом. И даже «Т» (творческая) придётся потеснить, ведь здесь ничего (или почти ничего) не надо творить, придумывать, сочинять и делать сообща. Так что это просто «И» – игра, которую однажды придумал вожатый и «гоняет» её из смены в смену, из отряда в отряд, как пластинку, или как иной учитель из класса в класс один и тот же урок…

Когда листаешь подобные разработки, особенно если они сделаны добросовестно, то видишь: «Цель: развивать смекалку (или память), расширять знания (или кругозор), развивать музыкальные или математические способности…» Все цели у этих, так называемых КТД (или КТИ) воспитательные, педагогические. Казалось бы, что здесь плохого? Развитие личности, её способностей – самое важное, ради чего мы, педагоги, с детьми. Беда не в том, что цели здесь воспитательные, а в том, что только воспитательные. А иных-то нет.

КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных её сторонах, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Где же тут воспитательные цели? Здесь полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Здесь не педагоги делают для детей игру, развлечения или организуют трудовой десант (а что ещё хуже – «трудовое воспитание», когда главного дела – труда-то нет, а воспитание вроде бы ожидается). Здесь они товарищи по общей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.

И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, – эти дела, политические и нравственные споры, труд, походы, встречи и расставания, песни, сюрпризы, философские размышления, всё – дружба, хохот, юмор, шум, суета, а то и неразбериха, – именно это, как в нормальной человеческой жизни, пестует, возвышает, развивает, способствует становлению личности. Растёт Гражданин – Хозяин – Друг – Работник.

Мне очень жаль вожатых и классных руководителей, которые сами разрабатывают всё от начала до конца и по заученному сценарию проводят мероприятия. Ведь самому же неинтересно, потому что жизни-то нет, и ты – не друг, не свой, не один из нас, а человек со стороны, в лучшем случае воспитатель, а то и надзиратель и «поучатель». Знаете, как ребята о нас таких поют (словами Буратино): «Поучают, поучают, поучают… Поучайте лучше ваших паучат…» Это о тех, кому надоели «эти КТД», кто выхолостил их жизненную, творческую, демократическую суть, потому что уверен: придумывать дети не могут, а сбор, хотя и признаёт высшим органом власти, чаще чем раз в месяц проводить не собирается: «Если ребята будут всё придумывать сами, где же тогда педагогическое руководство? Мы-то, педагоги, на что? Им только разреши, они такого наговорят, да ещё натворят…»