«Теория КТД» - учебный материал

Теория коллективной творческой деятельности 

 

КТД - форма работы, которая направлена на: 

1. развитие творческих способностей; 

2. развитие интеллектуальных способностей; 

3. реализацию коммуникационных потребностей; 

4. обучение правилам и формам совместной работы; 

Ребенок принимает участие в КТД если он замотивирован на это. 

 

Типы КТД 

Существует три основных типа КТД: 

Представление. 

Малое творческое дело. 

Большое творческое дело. 

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам. 

МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела. 

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представленияправильнее называть зрителями. Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма. 

 

Алгоритм организации КТД 

1. Определение педагогической цели КТД. То есть, понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения. 

Цель отвечает на вопрос - чего хотим достичь 

2. Определение контекста данного дела. Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после. 

3. Определить содержание дела. Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы. Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить. 

4. Определить возраст и количество участников и согласовать с ними факт проведения КТД. 

5. Определить тип и форму дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с лагерем можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка "Я хочу всем сказать". 

6. Решить организационные моменты. Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д. 

 

Организационные моменты 

Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть. 

Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть. 

Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками. 

Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них. 

 

Наиболее часто встречающиеся задачи 

1. Реклама дела. 

2. Подготовка материалов и реквизита для участников дела 

3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы"). 

4. Оформление места проведения дела. 

5. Подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри. 

6. Подготовка призов победителям.

7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.

8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.

9. Организация прессы: фото, видео, статьи.<

  • Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).
  • Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления.
  • Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет.
  • Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.

10. Провести КТД.

11. Подвести итоги КТД. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела. (Обработка - это подсчет голосов ребят, которым понравилось или не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации - что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. 

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений (также желательно выпустить газету по итогам дела).

 

Рекомендации по подготовке творческого дела 

Активное и осознанное участие ребят в разработке сценария выступления. 

Идеальный вариант: педагог совместно с детьми определили цель и основную идею выступления – дети написали сценарий, вместе откорректировали. 

Реальный результат: педагог дал детям возможность творить, имея свои наброски сценария; при отсутствии положительного результата творчества детей подвести их к тому, чтобы они приняли его вариант за свой собственный. 

Неудачный вариант: педагог раздал детям слова готового сценария, зачастую им непонятного и чужого. 

Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 

Придумать музыкальное оформление выступления. 

Динамичность и разнообразие действий на сцене. 

Присутствие «изюминки» в выступлении, кульминационных моментов. 

Костюмированность выступления (заранее позаботиться о реквизите). 

Стильность выступления. 

Лаконичность выступления (ни одного лишнего слова, которое не несет смысловой нагрузки). 

Дети должны играть самих себя (роль должна быть понятна и близка). 

Зрелищность!!! Ваше выступление – не самоцель, не только решение своих поставленных задач, но и зрелище! Уважайте зрителя!