Фотоискусство

Фотография – зло! Особенно остро чувствуешь это, в который раз просматривая чей-либо семейный альбом, как две капли воды похожий на миллионы своих собратьев: те же девушки, бабушки, собаки и любовницы в разных ракурсах и позах - неизменные, неистребимые и неинтересные никому, кроме самих себя (последнее, пожалуй, не относится только к собакам - они даже себе неинтересны).

Фотография – чудо! Один снимок меняет взгляд на мир: известная «Дорога в Рай» Юджина Смита говорит о жизни не меньше, чем Библия - Тьма – Свет – Тьма – дорога в мир, а свет – лишь иллюзия, способная увлечь, но не дающая умиротворения, дорога в мир есть путь к страданию.

 

Фотография – жизнь! Однажды взглянув на мир через объектив фотоаппарата, начинаешь ценить каждую улыбку мира. Новая эстетика обыденного прекрасного владеет каждым, кто смотрит в свет сквозь призму длительности остановленного мгновения.

То, что нужно знать:

  1. Многогранен объект съёмки: люди (портрет), люди (репортаж), пейзаж, архитектура, животные, микрообъекты (капельки-жучки-бабочки), и т.д.

  2. Различны стили фотографии, её "изюминки", грубо:

    • художественные портреты и пейзажи (важно, КАК снято);

    • сюжетные и репортажные снимки (важно, ЧТО и КОГДА снято, пойман уникальный момент или сюжет);

    • протокольные снимки ("здесь был Вася", "я и Эйфелева башня"), причём для массового фото это - преобладающий жанр;

    • макросъёмка;

    • и т.д.

  3. Различны требования к техническому качеству. Кому-то важнее детализация, "каждая волосинка, каждый лепесточек"; кому-то - правильные цвета, "розовая, здоровая кожа, а не землистые маски"; кого-то напрягает цветной шум, кого-то - цветные контуры, кто-то замечает геометрические искажения, кто-то - виньетирование(затемнение) по краям, кому-то важно красивое "размазывание" заднего плана в портретах. Понятно, что "хорошо быть и богатым и здоровым", но в данном случае не получается.

  4. Различны требования к удобству и функциональности. В зависимости от личных привычек, характера и стиля фотографии на первый план могут выходить отдельные факторы из длинного списка

    • возможность быстрого контроля результата;

    • возможность кадрировки в широких пределах, не сходя с места (широкоугольность и кратность зума);

    • скорость автофокуса, промежуток от нажатия на кнопку до кадра;

    • точность экспоавтоматики;

    • возможность оперативно корректировать ББ, контраст и шарп или даже вообще о них забыть (съёмка в RAW);

    • возможность ручной установки диафрагмы или выдержки, ручного фокуса;

    • "скорострельность";

    • удобство кадрировки;

    • удобство ношения (компактность и вес);

    • расширяемость;

    • автономность;

    • прочность и непромокаемость;

    • и т.д., и т.п.

  5. Немаловажен и вопрос цены. Причём не только аппарата, но и всего дальнейшего процесса и расходных материалов. При разной "фотоактивности" сравнение только цен камер не совсем корректно.photo2

Проектирование объективов - сложный поиск компромисса между ценой, весом, искажениями, светосилой и кратностью зума. Параметры могут варьироваться в широких пределах и улучшение каждого из них немедленно ухудшает остальные. Например:

  • При одинаковой цене и светосиле чем больше кратность зума, тем ниже качество. Максимальное качество - у "фиксов" (объективов с постоянным фокусным расстоянием)

  • При одинаковом качестве чем больше кратность зума, тем меньше светосила

  • При одинаковом зуме (или фокусном расстоянии) чем больше светосила, тем выше цена. Каждое деление диафрагмы может удвоить-утроить цену!

  • И так далее. Не может быть объектива с высокой кратностью зума, светосильного, качественного, лёгкого и дешёвого ОДНОВРЕМЕННО!

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты. Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения". Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.

Правило одной трети — пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и например поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части.

Выделение объекта — можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

Выделение контрастом — при разглядывании фотографии взгляд, как правило сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.

Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

Обрамление объекта. Интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.).

Выделение светом — позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку.

Использование линий — линии эмоционально воздействуют на зрителя, изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.
Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.
Точку схождения параллельных линий в перспективе; лучше располагать вне центра кадра. Часто используется прием использования вводящих линий - это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке "золотого сечения". Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета. Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы.
Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.

Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением.

photo3Сейчас редко встретишь семью, в которой не было бы фотоаппарата. Фотография - очень демократичный вид искусства. Она позволяет стать художником, не умея рисовать. Но не в каждой семье найдется человек, умеющий фотографировать правильно. И сколько замечательных моментов бывает упущено или испорчено... Современная техника позволяет любому стать фотографом: не нужно беспокоиться о настройке аппарата, вспышка включится сама, если нужно, от красных глаз спасают специальные кнопочки. Но какой бы умной техника ни была, она не сможет сделать красивый снимок без участия фотографа.

Теперь у многих есть цифровые фотоаппараты. Они отличаются от пленочных лучшим качеством изображения, фотографии в уменьшенном виде можно посмотреть прямо на фотоаппарате, не нужно ждать, когда проявят пленку и напечатают снимки, достаточно лишь подойти к компьютеру и разглядеть все детали. Но основные правила съемки любым фотоаппаратом одинаковы. И если их не соблюдать, то, какой бы дорогой и хороший фотоаппарат ни делал снимок, иногда исправить положение невозможно. Давайте поговорим о том, как же сделать фотографию удачной.

Как это сделать, попробуем объяснить на примерах.

1. Предположим, что мы в отпуске. Надо осмотреть несметное количество достопримечательностей и заснять как можно больше на пленку (или на мемори-стик). О! И непременно самому сняться на фоне вооон той башни, ага, и вот этого замечательного дерева. Вот мы попались. Мы бежит поближе к объекту, и кричим издалека, чтоб обязательно было видно все, и его, и башню (дерево, статую). Что происходит в таком случае? Фотограф отходит как можно дальше, чтоб все уместилось в кадр, нажимает на спуск. А в итоге получается картинка, на которой половину изображения занимает асфальт (трава, песок, почва), вторую половину - достопримечательность, и где-то на ее фоне совсем еле различимый турист. Но как же быть? Ведь хочется, приехав из отпуска, показать родным и друзьям, где побывал, предоставить, так сказать, доказательства...

Давайте рассмотрим описанную ситуацию. Мы имеем двух персонажей, которые должны быть героями фотографии. Башни, замки, статуи больше человека. Чтоб уместить в кадре и человека и достопримечательность, нужно отойти от нее подальше и фотографу и туристу. Это расстояние зависит от размера фона. А чтобы турист "вошел в кадр с ногами", фотографу нужно присесть. Это в том случае, если достопримечательность нужна "в полный рост". Бывают такие строения, которые целиком можно сфотографировать разве что со смотровой площадки или панорамной съемкой. Если такая возможность отсутствует, лучше смириться с тем, что объект будет снят только частично.

2. Еще одно замечание. Если объект, который фотографируют, длинный и узкий, то фотоаппарат лучше повернуть вертикально, широкий объект лучше снимать горизонтально.

3. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у рядового фотографа с мыльницей полно фотографий, где половину изображения занимает небо или, наоборот, земля. Объект же, который фотографировали, вообще смещен и еле различим. А сколько "фотомоделей" лишились важных частей своего тела по вине такого фотографа? То затылка не хватает, то какой-нибудь руки, зато с противоположной стороны от исчезнувшей части куча пустого, ничем не заполненного пространства. Такое расположение иногда имеет свой смысл. Например, на фотографии только голова человека, а верхнюю половину занимает небо. Но при этом глаза человека смотрят не в объектив, а вверх. Или человек сдвинут в какую-либо сторону (право - лево), и смотрит в "пустую" сторону. А может, в той стороне находится что-то, на что он обратил свой взор?

4. "Вот я фотографировал, а все темное получилось..." Бывает и такое. Фотограф встал против естественного освещения. В его планы не входило сфотографировать лишь силуэт объекта, но вышло именно это. Иногда съемка против света может дать совершенно неожиданные результаты, очень интересную картинку. Но если это не было предусмотрено специально, то чаще всего получается не очень хорошо.

5. В темное время суток не пытайтесь снимать человека на фоне, чего бы там ни было. Не отходите далеко от человека, потому что встроенная вспышка освещает лишь на небольшом расстоянии. А при отсутствии специального освещения можно получить лишь темную фотографию с размытыми силуэтами.

6. Теперь рассмотрим, как сфотографировать человека, чтобы на снимке не выпячивались его недостатки. Не все мы имеем фигуру фотомодели, но у каждого есть и достоинства внешности. И хочется, чтобы на фотографии были видны именно они.

  • Если фотограф выше ростом или одинакового роста с "моделью", то при съемке в полный рост, лучше присесть и снимать немного снизу. В этом случае ноги модели будут выглядеть длиннее и стройнее.
  • Если модель имеет достаточно полные бедра (да и если бедра нормальные), не рекомендуется садиться ногами к объективу. Лучше сесть в пол-оборота (на стуле) или на колени (на земле).
  • Если объект имеет тяжелую нижнюю часть лица (двойной подбородок, например, намечается), то лучше при портретной съемке делать фотографию немного сверху, чтобы человек не смотрел и не наклонял голову вниз.
  • Чтобы глаза не казались чересчур выпученными (при наличии больших глаз), лучше не смотреть прямо в объектив. Такие глаза безумно красиво смотрятся, если взгляд отведен в сторону.
  • Если у человека слишком выдающийся нос, то, опять же не стоит снимать его с наклоненной вниз головой. Профиль тоже не будет слишком удачным, самый лучший вариант - прямо или слегка в сторону.

Советы моделям:

  • Не нужно напряженно ждать, когда вылетит птичка. Расслабьтесь, улыбнитесь, будьте раскованными. Открытая улыбка делает красивым даже не очень красивого человека. Потренируйтесь у зеркала. Посмотрите, какой ракурс Вам больше нравится, постарайтесь перед камерой принять именно этот вид.
  • Если Вы в курсе недостатков своей фигуры (немного полноваты, выдается живот), то при съемке лучше встать в пол-оборота к объективу, не забудьте втянуть живот, расправьте плечи.
  • Для создания задумчивого образа не нужно делать хмурое лицо и смотреть прямо в объектив. Если же Вы хотите выглядеть игриво, наклоните немного голову и обязательно улыбнитесь.
  • Чтобы сделать комичную фотографию, фотомодель может наклониться ближе к объективу, тогда получится эффект "рыбий глаз".
  • Фотомакияж должен быть матовым, без блеска, иначе вместо качественного снимка получите мазню. Но, если требуется сделать губы на фото полнее, то блеск просто необходим, но наносить его нужно только на середину губ. Не переборщите, все должно быть естественно, снимок, на котором кроме губ ничего другого нет, тоже вряд ли вас порадует.
  • Это же правило - отсутствие блеска - касается и прически. Зачем нам на снимке перхоть? Чтоб потом рассказывать всем, кто смотрит карточку, что не подумавши залили волосы лаком с блестками?
  • Если всегда на снимках смущает круглое лицо, то стоит в другой раз, отправляясь к фотографу, усаживаться перед объективом не прямо, а вполоборота на три четверти. Еще один совет касается ликвидации на фотографии имеющегося в реальной жизни второго подбородка. Рецепт прост - перед объективом следует немного наклониться всем корпусом вперед.
  • Теперь о некоторых деталях одежды, в которой проводится сеанс фотосъемки, а именно о колготках. Если не хотите неприятно удивиться странной, отсутствующей в реальной жизни, формой ног, не надевайте колготки с блестящей лайкрой.
  • Ну и главное, найдите свою позу: кому-то везет при съемке вполоборота, кто-то хорош в профиль, а третьему иначе, чем в фас, сниматься нельзя. Зная это, вы почти всегда сможете даже у непрофессионального фотографа или при съемке на мыльницу получить хорошую фотографию.
 

Создание иллюзии глубины

Умение создать иллюзию глубины, пространства, существующего за пределами плоской поверхности фотографии является одним из способов сделать фотографию более интересной и выявить ее важнейшие элементы. photo4

Перспектива — закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием. Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности. Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкость, ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план. В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их кон туры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры — контрастные, четкие, темные — выступают на передний план.

Ниже в таблице приведены приемы позволяющие усилить или уменьшить иллюзию глубины.

 

Усиление иллюзии глубины. Ослабление иллюзии глубины.
Использование объектива с малым фокусным расстоянием и включение в кадр объектов, расположенных на переднем плане. Использование объектива с большим фокусным расстоянием и исключение из кадра объектов, расположенных на переднем плане.
Включение в кадр диагональных линий, как бы уводящих взгляд за пределы кадра. Включение в кадр линий, пересекающих картину вдоль или идущих сверху вниз .
Отделение предмета на переднем плане от заднего плана с помощью избирательной фокусировки и соответствующего диафрагмирования. Съемка, когда все предметы в кадре находятся в зоне резкости, не всегда приводит к ослаблению иллюзии глубины.
Боковое или задне-боковое освещение предмета, создающее тени. Равномерное переднее освещение предмета.
Разделение кадра на три плана - передний, средний и задний с включением в каждый из планов каких-либо объектов. Исключение из кадра объектов находящихся на разном расстоянии от камеры.
Освещение создающее ярко выраженные тени. Рассеянное, плоское освещение (пасмурная погода, рассеянный или отраженный свет светильников).

 Тональность фотоснимка

photo5Тональность изображения определяется соотношением в нем черных, белых и серых полей. Человек способен различать до 300 ступеней от белого к черному. В черно-белой фотографии может встречаться до 30 тонов (длинная тональная шкала) или не более 10 тональных оттенков (короткая шкала). Умеренное количество тонов иногда делает снимок более выразительным. Исключение промежуточных тонов позволяет избавиться от второстепенных деталей, а снимки выполненные в какой-либо определенной тональности производят более сильное впечатление.

Светлые тона ассоциируются со спокойствием и радостью, а темные создают эффект экспрессии, настороженности, драматичности. В доминирующей тональности обычно выполняется портрет или пейзаж для достижения большей выразительности изображения.

Темная тональность (Low Key)

Для изображения в стиле Low Key характерно то, что большую часть изображения составляют темные, иногда совсем черные элементы, но большинство деталей хорошо различимы, а светлые участки всегда яркие и чистые. Промежуточные тона выражены слабо, темными участками тональной шкалы. Необходимым требованием является присутствие отдельных ярких участков. Все включаемые в кадр элементы, за исключением создающих тональный акцент, не должны сильно отличаться по яркости друг от друга. Для освещения чаще всего используется встречный,   встречно-боковой и боковой свет. Часто в темной тональности выполняются вечерние пейзажи с включением в кадр источников света.

Светлая тональность (High Key)

photo6Для изображения в стиле High Key характерно то, что большую часть изображения составляют светло-серый и чисто-белый тона. Необходимым условием является присутствие хотя бы незначительных совершенно черных элементов, которые придают изображению необходимый тональный акцент. Соотношение тонов съемки определяется не только освещением, но и самим объектом, поэтому объект должен быть в основном светлым. Невозможно сделать в светлой тональности изображение темного объекта на темном фоне. В светлой тональности могут быть выполнены заснеженные пейзажи, водные поверхности, портреты. Для съемки в светлой тональности объекты должны быть хорошо и равномерно освещены. При слабом освещении отдельные темные участки невозможно передать светлыми серыми тонами. При студийной портретной съемке необходимо создание мягкого рассеянного освещения не создающего плотных теней. Различие в яркостях на разных участках объекта не должно превышать одной ступени экспозиции.