Интеллектуальное творчество

С детства все любят загадки, и ничего нет удивительного, что так быстро стали популярными загадки для взрослых. Умение задать вопрос и найти ответ стало популярным и создало целую культуру. В рамках этой культуры появилось множество игр, где все начинается с постановки вопроса: от «Данеток» (их ещё называют «Ситуации») до известной «Что? Где? Когда?». Рассмотрим же технику формирования вопроса в играх.

 

Типы вопросов

«Отбор»

Это самый ходовой тип вопроса. На основании информации, содержащейся в вопросе, из возможного числа ответов (довольно часто небольшого) следует выбрать не стопроцентно вытекающее, а наиболее вероятное - имевшее место на самом деле. Малоизвестные факты, отметающие ложные версии, приводятся, широкоизвестные - надо вспомнить самому.

Примеры:

  • Шведские специалисты долго пытались выяснить, какое из художественных произведений следует считать самым популярным, и установили, что за последние 350 лет чаще всего издавалась именно эта книга, которая всем вам знакома с детства. Hазовите ее.

Ответ находится, как часто в подобных случаях, путем отсечения. Отбросив священные книги и политические сочинения, мы вскоре обнаружим, что кандидатов не так много, потом дойдем до того, что немалые шансы имеют книги, издаваемые и для взрослых, и для детей... А там уж недалеко и до ответа - «Робинзон Крузо».

  • Французский писатель Жан Дютор написал роман под названием «Пять утра». Какова основная проблема главного героя этого романа?

Ответ несложен - какая еще проблема может мучить человека в пять утра? Бессонница!

  • Согласно греческой легенде, чтоб отомстить Зевсу за избиение гигантов, их мать Гея, разделив ложе с Аидом, родила страшное чудовище Тифона. Когда он бросился на Олимп, чтоб отомстить богам, те в страхе кинулись бежать, приняв вид животных: Зевс превратился в барана, Гера - в корову, Артемида - в кошку, Арес - в вепря, Гермес - в ибиса, Афродита - в рыбу, Дионис - в козла... Куда же именно бежали боги?

Тут главное - не теряться и не отделываться ничего не говорящими ответами типа «на небо» или «в разные стороны», как и случилось на практике. Естественно, они бежали в страну, где с тех пор поклоняются зверобогам - в Египет.

«Мозаика»

Приводится несколько фактов о предмете, явлении либо человеке, часто весьма разнородных, и требуется определить, кто (или что) же это. Каждый из этих фактов, не связанный с другими (в этом главное отличие от предыдущей модели), сужает область определения, а все вместе они должны свести ее к единственной наиболее вероятной.

Примеры:

  • В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, заимствовав из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году. Какая его характерная черта этому способствовала?

Ответ несложен - лысина, ибо речь идет о париках (из Германии получали парики из волос блондинок).

  • ЭТО помогает начинающим игрокам успешно играть в покер с более опытным соперником. ЭТО мешает вести переговоры о цене китайским торговцам жемчугом. ЭТО почти единственная привилегия офицера израильской армии. Аристотель Сократ Онассис никогда не вел деловых переговоров без ЭТОГО. Что это?

Ответ находят те, кто помнит, что глаза - зеркало души. Конечно же, это темные очки.

  • Самые древние экземпляры ЭТОГО обнаружены в гробнице Тутанхамона - они были из холста. Там же нашли еще один экземпляр ЭТОГО, предназначенный для стрельбы из лука. Персидский царь Кир казнил своих родственников, явившихся к нему на аудиенцию без ЭТОГО. Одиссей, вернувшись из странствий, застал своего отца Лаэрта в саду, где он полол сорную траву, пользуясь ЭТИМ. Римляне пользовались ЭТИМ во время еды. А распространилось ЭТО с XIX века после открытия новых способов дубления кожи. О чем идет речь?

Ответ находится несложно. Из холста - скорее всего, одежда, для стрельбы из лука - вероятно, на руках. А раз в ней удобно полоть сорняки - все совсем уж ясно, речь идет о перчатках.

«Этимология»

Это вопрос о происхождении слова или образного выражения. Сюда же входит определение слова по ранней форме или выражения по его части. Сейчас ими, пожалуй, даже несколько злоупотребляют, но лучшие из них действительно интересны и осмысленны.

Примеры:

  • В V-VIII веках в монастырях Европы простой монах не мог читать и понимать Библию без посторонней помощи. Каким же прозвищем греческого происхождения наделяли такого простого, обычного, типичного для монастырей той поры монаха?

Ответ: идиот - это и значит «типичный» (сравните со словом «идиома» - выражение, типичное для данного языка).

  • Эта латинская пословица кончается словами «здоровье в воде». Какими же словами она начинается?

Ответ ищется из довольно простых соображений - первая часть пословицы обычно похожа на вторую. Что же латиняне говорили о всяких жидкостях? Вот и ответ готов: истина в вине.

  • Как-то раз бог войны Арес был обвинен в преднамеренной убийстве сына Посейдона Галлирофия. Арес объяснял свое поведение тем, что спасал свою дочь, над которой Галлирофий пытался совершить насилие, и был оправдан. Это было первое решение суда, вынесенное по делу об убийстве. Как назывался холм, на котором слушалось это дело?

Ответ найти чуть сложней. Место должно быть известным, находиться, скорей всего, в Афинах, а также быть как-то связанным с судом и, скорее всего, с именем Ареса. И действительно, это Ареопаг - там и собирался афинский суд.

«Что сказал...»

И тут схема ясна, проста и потому распространена. Приводится мудрое или остроумное высказывание из фольклора либо изречений известного человека, которое следует завершить. Есть игроки, которые такие вопросы, как говорится, терпеть ненавидят. «Какое мне дело до того, что сказала эта знаменитость, и зачем это угадывать - я же не он!» - говорят эти игроки. Правильно, угадывать не надо. А вот если в высказывании есть внутренняя логика, определяющая наш выбор достаточно жестко, как она определила когда-то выбор этой знаменитости - почему бы и не попробовать в нее проникнуть?

Примеры:

  • Поэт Фридрих фон Таубман, живший в XVII веке, не любил кардинала Клезеля и приравнивал его даже не к одному ослу, а к немалому их количеству. К скольким же ослам он его приравнивал?

Ответ здесь совершенно однозначен - к 150 (CL esel).

  • Великий биолог Hиколай Тимофеев-Рессовский имел очень сложные отношения с физикой и частенько говаривал, что в любом физическом приборе или аппарате он в первую очередь ищет именно это. Что же?

Ответ: кнопку «стоп» - именно гарантия, что прибор всегда можно остановить, обычно несколько успокаивает технофобов.

  • Печальная шутка времен т.н. «борьбы с космополитизмом» начиналась так: «Шесть космополитов сидят за столом в бараке...». Что именно, неоднократно упоминавшееся в истории еврейского народа, согласно этой же шутке, находилось под столом?

Ответ уже из области фольклора - персоналий нет (такое тоже бывает). Сформулирован он блестяще - двенадцать колен израилевых. Но ответ одной из команд «шесть обрезов» по-своему тоже блестящ и был отвергнут только потому, что не учитывает возможности наличия среди упомянутых космополитов женщин.

  • Американский корреспондент спросил у Хрущева: «А вы сами не антисемит?» «Что вы - ответил Хрущев - меня за это еще в детстве мама била». Как корреспондент озаглавил свою статью?

Ответ не был взят ни одной из играющих команд - значит, вопрос плох. Но он вызвал бурные аплодисменты всех, в том числе и не взявших его - значит, не так уж плох... Судите о его качестве сами - статья называлась «Хрущева в детстве мало били».

«Проблема»

Вопрос состоит в изложении решенной ранее проблемы - технической, психологической, дипломатической, какой угодно. Вы должны повторить найденное ранее решение (часто анекдотическое или парадоксальное) или объяснить смысл принятого решения. Интересным развитием этого шаблона были попытки дать знатокам вопросы, являющиеся некими техзаданиями на сделанные, но не известные им изобретения. Изобретения делаются заново с завидной регулярностью, что наводит на мысль о том, чтоб попробовать и с несделанными изобретениями... Может быть, в этом есть свой смысл?

Примеры:

  • Пассажиры электрички, отправляющейся из Ливерпуля в Чингфорд, стали свидетелями весьма примечательного столкновения. В вагоне для некурящих молодой человек с сигаретой весьма вызывающе дымил в лицо сидящей рядом элегантной даме, не обращая внимания на просьбы прекратить. Большинство в такой ситуации просто пересело бы в другой вагон, однако дама поступила иначе, согласно висевшей здесь же инструкции по поведению в вагоне. Как же именно?

Ответ можно воспринять как рекомендацию: взяла огнетушитель и одним залпом накрыла юнца вместе с сигаретой. И поделом!

  • Суэцкий канал, как мы знаем, был прорыт еще при фараонах. А Коринфский канал, проходящий через значительно более узкий Коринфский перешеек - только в ХХ веке. Почему с прорытием Коринфского канала вышла такая задержка?

Ответ получается, если вспомнить, что было в распоряжении древних, а чего не было. Суэцкий канал проходит через пески, а Коринфский - через твердые скалы. Древние не имели динамита и настелили через перешеек мраморный волок.

  • В США большими усилиями селекционеров выведен сорт хлопка с очень гладкими листьями. Какая же от него польза?

Ответ: с них соскальзывают яйца вредителя - хлопковой совки.

«Аллегория»

Описывается нечто знакомое всем, но с необычного ракурса, так, что трудно догадаться, о чем же идет речь. Но можно. В общем, неизвестное об известном, которое и надо определить.

Примеры:

  • У греков и римлян это дотягивалось до груди, а у скифов - аж до уха. Только в VI веке н.э. Велизарий добился от своих катафрактариев, чтоб у них всех это дотянулось до уха. Что же именно?

Ответ: тетива лука. Все почему-то начинают считать, что речь идет о какой-то части тела, потом начинают соображать, о какой именно, и так за хихиканьем минута и проходит совершенно без толку...

  • Этот человек под конец жизни захотел стать ширваншахом. А умер он от неосторожного обращения с системой, в какой-то мере подпадающей под действие советско-американского договора 1972 г. Назовите имя этого человека.

Шемаха и принадлежала ширваншахам. А золотой петушок - типичная система раннего предупреждения о нападении. Ответ ясен - царь Дадон.

  • Дуглас Диллон во времена президента Кеннеди делал то, что во времена Иисуса Христа совершал Иуда Искариот. Однако, если двенадцатого апостола предали анафеме, то за автографами Дугласа Диллона гонялись не только американцы. Какое же решение ДФК привело к этому?

Иуда много чего делал - в частности, ведал апостольской казной. На долларах стоят подписи американских государственных казначеев. Вот и ответ - назначение Диллона казначеем.

  • Всего их зарегистрировано около 250. Социалистической - 120 лет, коммунистической - 76. При Франко практически все они были распущены и запрещены. Но эту не смог запретить даже каудильо. Как называют себя ее сторонники?

Ответ спрятан хитрей обычного: ясно, что речь идет о партиях - но не о политических. Сторонники этой партии называют себя шахматистами - речь идет об испанской партии.

  • В октябре 1988 года юбилей этого актера отмечали в Москве, Таллинне, Киеве фестивали фильмов с его участием. А американский журнал «Филм коммент» назвал его самым известным актером ХХ века. Его скульптуры стоят в музее мадам Тюссо и в одном из храмов Малайзии рядом со статуей Вишну. Гитлер и Геббельс люто ненавидели его, как «жалкую пародию на демократический идол». Кто же этот многократный лауреат премии «Оскар»?

Ответ приходит, когда понимаешь, что речь может идти не только о живом актере... Это Микки Маус.

«Исторический фон»

Это ситуация из прошлого, где ответ на вопрос приходит из знания исторического окружения описываемого события.

Примеры:

  • Легенда гласит, что в битве при Эгоспотамах, принесшей Спарте победу над Афинами в Пелопонесской войне, Диоскуры - Кастор и Полидевк - сражались на стороне спартанцев. В честь этого события спартанцы повесили в храме в Дельфах две звезды. Накануне какого события эти звезды упали и исчезли?

Ответ явно касается события, повергшего Спарту в печаль, лишившего ее славы непобедимой. Выбор невелик, и вероятнее всего, что это было накануне битвы под Левктрами. Так оно и есть.

  • Где-то с конца IX до середины Х века по всей Центральной Европе бытовала молитва: «Упаси нас, господи, от меча норманна и от стрелы...» А от стрелы какого народа просила упасти эта молитва?

Ответ: от стрелы мадьяра - в то время мадьяры были единственными кочевниками (обычно грозящими своим противникам именно конными стрелками), грозящими народам Европы. Гунны уже ушли, татары еще не пришли, а оседлые народы считали, что никто не устоит перед тяжеловооруженными рыцарями, о чью броню сломается любая стрела (арбалеты только появились, длинные уэльские луки пока не в ходу, до битвы при Креси еще века).

  • Это длилось с 19 марта по 8 июля 1815 года, то есть на 11 дней дольше, чем считают обычно. Что именно?

Ответ: сто дней возвращения Наполеона к власти. Достаточно посчитать, сколько дней длился указанный промежуток.

  • Во второй половине 80-х годов опрос общественного мнения без труда выявил трех самых известных химиков. Первый, конечно же, Ломоносов, второй, разумеется, Менделеев. Вспомните это время и назовите третьего.

Ответ прочно связан с реалиями недавних времен, и, как и полагается в хорошем вопросе, достаточно парадоксален. Искомый химик ничем науку химию не обогатил - это Нина Андреева.

«Логическая задача»

Это жестко детерминированный вопрос, где правильный ответ вытекает из текста совершенно однозначно, практически без подключения не содержащейся в вопросе информации. Вопрос - в скорости ее разрешения.

Примеры:

  • Чем китайцу Чанг Хенгу пришлась по душе дробь 92/29, а китайцу Цу Чунг Ти дробь 355/113?

Ответ: это приближения числа «пи» - достаточно перевести эти дроби в десятичные.

  • В 1980 и 1984 году эту роль играла драматическая актриса греческого театра Марианна Мушули, а в 1996 году - актриса Мария Памбуку. Действие разыгрывается в 16-й раз. В каком году состоялась премьера?

Поскольку ясно, что речь идет об Олимпиадах, нужно просто не полениться отсчитывать по 4 года назад, не забыв, что в 1940 и 1944 году Олимпиады по понятным причинам не проводились. Тогда и получится правильный ответ - в 1928 году.

  • 1 фунт равен 12 унциям, 1 унция - 8 драхмам, 1 драхма - 3 скрупулам, 1 скрупул - 20 гранам. Ответ придется дать сразу - сколько гран в фунте?

Ответ: 5760 - главное успеть все перемножить и не напутать в спешке.

«Составной»

Несколько вопросов в одном, обычно на связанные темы. Например, приводится N объектов и N их свойств - но в беспорядке. Требуется привести их в правильное соответствие. Еще более трудный вариант - список свойств не приводится и вы их выбираете сами. Довольно часто правильным ответом считается не только совершенно полный, но и содержащий заранее оговоренное число ошибок. В этом случае сохраняют силу все рекомендации о засчитывании приближенного ответа, если нет точного, но об этом лучше объявить заранее, как и о том, что М из N возможных правильных ответов (М<N) будет безусловно засчитано.

Примеры:

  • Юрий Михайлович Лотман заметил, что если нынешние критики Петра Великого утверждают, что судьбы России сложились бы счастливее без него, то вряд ли найдется человек, который хотел бы представить историю России без Пушкина, Достоевского, Толстого, Тютчева и двух учебных заведений, которые вы и назовете ровно через минуту.

Ответ: Московский университет и Царскосельский лицей. Cказать просто «Лицей» недостаточно - это не единственный в истории России лицей.

  • Бернард Шоу довольно точно заметил, что США в прошлом веке породили только двух великих писателей. Кого же он считал таковыми?

Ответ: Эдгара По и Марка Твена. Факт образцовый, никому неизвестный, но вполне вычислимый. И на самом деле - кто мог бы заменить одного из этих двоих? То-то...

  • За Отечественную войну 1812 года получили Георгиевские кресты I степени только 3 человека. Назовите их.

Ответ: Кутузов, Барклай де Толли и Бенигсен. Первого назовут все, второго - многие, а с третьим может сыграть злую шутку антинемецкое направление нашей послевоенной историографии (шотландца Барклая они вслед за Пушкиным за нерусское происхождение простили, а к Бенигсену отнеслись со строгостью убитого при его участии Павла I, забыв о том, что долгое время его считали единственным генералом, победившим Наполеона - при Эйлау).

  • Попробуйте назвать правильно пять наиболее способных к дрессировке животных.

Ответ: обезьяна, слон, собака, дельфин и медведь. Три-четыре из пяти будут названа правильно... Кто назовет всех пятерых, тот и всех победил.

  • Перед вами - овца с ягненком, коза с козленком, лошадь с жеребенком, ослица с осленком, корова с теленком, свинья с поросенком, кошка с котенком и собака со щенком. Разбейте из на две группы - раньше и позже прирученнных, да смотрите - не ошибитесь!

Ответ: раньше приручены овца, лошадь, корова, свинья и собака - у них молодняк называется особым словом, не произведенным от имени взрослого животного.

  • Вот шестеро из ныне правящих монархов: Акихито - в Японии, Франц-Иосиф II - в Лихтенштейне, Жан - в Люксембурге, Муизадин Вадаулах - в Брунее, Иса бен Салман аль Халифа - в Бахрейне, Хуан Карлос I - в Испании. Назовите все их титулы, благо они различны.

Ответ: император, князь, великий герцог, султан, шейх, король. Для этого нужно хорошо знать историю и политику.

«Нонсенс»

Эти вопросы, строго говоря, некорректны с точки зрения логики, но вполне осмыслены в игровой ситуации. Предлагают назвать объекты или субъекты, обладающие заданными свойствами - а на самом деле их не существует вообще (или ими обладают все), что и требуется обосновать.

Примеры:

  • Как ни странно, число 333 - половина «звериного числа Апокалипсиса» 666 - обладает очень странным свойством. До сих пор не найдено ни одного подлинного документа, на котором стояла бы дата 333 год от Р.Х. Почему?

Ответ: само понятие «от Р.Х.» ввел Дионисий Малый только в 525 году н.э. Так что в 333 году н.э. понятия не имели вообще о таком летоисчислении.

  • У Аристотеля, Плиния и Элиана можно встретить сообщение о том, что куры несутся, слыша голос петушков. Что в этих сообщениях неверно с точки зрения современной науки?

Ответ: им и голоса для этого слышать не нужно. Петушки - для того, чтоб цыплята были, а яйца куры и так несут - без петухов это т.н. «болтуны», из которых никто не вылупится, кроме яичницы.

  • Как именно, получив в свое распоряжение фотографии всех баранов данной отары, вы безошибочно распознаете барана-вожака?

Ответ: его просто нет и не бывает - у стада баранов нет баранов-вожаков. Потому-то на бойню их и ведут козлы.

  • Обычно из двух противоположных утверждений одно неверно. Вот вам два противоположных утверждения: «Все простые числа нечетные» и «Все простые числа четные». Выберите из них верное утверждение.

Ответ: такого нет - оба неверны. 2 - четное простое число.

  • В войне Алой и Белой Розы, как известно, победила Белая Роза. Назовите победившего полководца в главном сражении, выигранном Белой Розой у Алой.

Ответ: его не было - они никогда не воевали. Алая Роза (Ланкастеры) потерпела поражение от Солнца (Йорки), а уж их и побили Тюдоры (Белая Роза).

  • Всем известно, что испанцы крайне успешно использовали в войнах Конкисты свою кавалерию против индейцев, у которых не было прирученных верховых животных, кроме негодных для боя лам и гуанако. Почему же индейцы не одомашнили диких мустангов, которые легко приручаются?

Ответ: их просто не было - они потомки одичавших лошадей, завезенных испанцами.

«Загадка Леонардо»

В качестве вопроса прекрасно годится старинная (да и современная), но малоизвестная загадка или задача. Название этому виду дали доставшие всех знатоков по самые извините вопросы Ворошилова, сделанные из загадок великого жителя провинциального итальянского городка Винчи. Прямо после очередных слов Владимира Яковлевича «Загадка Леонардо!» в зале начинался весьма характерный гул. Кстати, вопросы этого типа вообще непросты - зря загадки в фольклор не попадают. Зато некоторые их просто знают, чего тоже следует избегать.

Примеры:

  • Эльза и Жанна были очень правдивыми девушками и врали только в день своего рождения. 6 апреля кто-то спросил каждую из них: «Когда твой день рождения?» Эльза сказала «Он был вчера», Жанна сказала: «Он будет завтра». На следующий день их спросили то же самое и - о диво - они ответили то же самое. Когда родилась каждая из них?

Ответ: Эльза - 6 апреля, Жанна - 7 апреля. Единственный вариант, когда правдивая на следующий день врет, и наоборот. Чей день где - устанавливается элементарно.

  • Ответьте на старинную религиозную задачу, которую в старину задавали детям: «Что у Адама спереди, а у Евы сзади?».

Ответ: буква «А». Загадку в основном запутывает старик Фрейд, но загадки такого типа в принципе известны.

  • Все знают что-то о теории множеств. Решите одну из ее самых простых задач: чему равно множество «альфа» плюс множество «не альфа».

Ответ: всей Вселенной, ибо все, что угодно, или входит в «альфа», или не входит, то есть входит в «не альфа».

«Неявная подсказка»

Вопрос, не берущийся впрямую, если не обратить внимание на вроде бы не имеющие отношения к делу слова и фразы в тексте вопроса, тем не менее имеющие к ответу отношение. На телеиграх этот прием просто обожают, да и «в народ» он тоже потихоньку вышел.

Примеры:

  • Скорее всего, увидев эту яркую рыбку, вы сразу решите, что узнали ее и радостно воскликнете: «Это он!»... и ошибетесь. А настоящее название этих представителей родов Хемиграммус, Хейродон и Парахейродон несколько иное и, чтоб назвать его, нужно и вспомнить, что происходят они из бассейна Амазонки, и что в период размножения он весьма чувствителен к качеству воды, да и просто хорошо подумать. Кто же он?

Ответ: раз восклицание «Это он!» ошибочно - это не он. Только не раздельно, а слитно - неон, есть такая красивая рыбка.

  • Римский император Октавиан Август 13 января 27 года до н.э. сложил с себя диктаторскую власть, которой обладал во время войны с Антонием, и в благодарность получил от сената титул, который, как я уверен, слышали вы все. Что это за титул?

Ответ: Август - его-то уж точно вы слышали, слушая вопрос.

  • Все помнят, что отца хитроумного Одиссея звали Лаэрт. Но, как часто бывало в мифах, он только номинальный отец. Настоящим отцом Одиссея был совершенно другой, известный вам человек. Чтоб догадаться, кто он, вам придется немало потрудиться. Я желаю вам, чтоб этот труд не пропал напрасно и вы дали правильный ответ - кто же он?

Ответ прост: напрасный труд ведь зовут сизифовым? Отец Одиссея - именно Сизиф.

  • В первой половине прошлого века в России при оформлении любой казенной бумаги подписывались не только фамилией, но и чином. Как же подписывался до глубокой старости известный приятель Пушкина князь Голицын, который никогда и нигде не служил? Не можете додуматься - литература вам поможет.

Ответ: недоросль. Тут уж подсказка сделана более явной и знатоков просто тычут носом в Фонвизина.

«Каламбур»

Вопрос, обычно бессмысленный в письменном виде (если не допускать натяжек), но вполне осмысленный в устном, поскольку там не разберешь, пишется ли данное слово в кавычках или без, с большой буквы или с малой, и вообще то ли там слово, что нам послышалось, или его омоним или пароним. Иногда же речь идет о подобных ошибках, допущенных другими (часто при переводе на иностранный язык или с него).

Примеры:

  • В Москве в т.н. «Погодинской избе» находится уникальный в мировой практике, имеющий большое историко-культурное значение музей одного-единственного «Слова». Назовите его первую букву.

Ответ: H - Hе лепо ли ны бяшеть, братие. Это «Слово о полку Игореве».

  • Предметом изучения науки ономастики являются Новеллы и Романы, Львы и Карпы, Розы и Лилии. Приведите некое слово, также являющееся предметом изучения ономастики и касающееся непосредственно меня, задающего вам этот вопрос.

Ответ - имя ведущего, ибо ономастика - наука об именах. Все указанные предметы ономастики могут быть и именами.

  • Возвращаясь с некого праздника в Тбилиси, его гости описывали праздник так: «Шота пили, шота ели, Шота...» Закончьте фразу одним словом.

Ответ - Руставели. Вопрос в письменном виде элементарен, а на слух вместо «Шота» воспринимается «Что-то» и порой над ним думают достаточно долго.

  • В какой первой строчке русской песни, ставшей названием фильма Леонида Быкова, упоминаются турецкие отцы и таиландские деньги?

Ответ: «Аты-баты, шли солдаты». Отец по-турецки - ата, а денежная единица Таиланда именуется бат.

  • В переводе поэмы Евтушенко «Братская ГЭС» с русского на английский есть две замечательные строки. Первая в обратном переводе на русский гласит: «Стружки плывут вниз по реке», а вторая - «Я вцепился в калач». Как правильно перевести слова «стружки» и «калач» через английский обратно на русский?

Ответ: «струги» (корабли) и «баранка» (руль).

«И так ясно!»

Вопрос, на который вроде бы и неясно, как отвечать - выходов на ответ нет. Единственный возможный ответ ничем не мотивирован, но другие вообще невозможны - значит, по Эдгару По, это правильный ответ и есть. Часто при этом задается вопрос с невероятно тривиальным, известным всем ответом - иногда его-то и не дают. При мне (правда, на школьном «Брэйн ринге») две вполне приличные команды думали десять секунд над заданным вовремя вопросом «Сколько будет дважды два?», а потом одна команда решилась отвечать... и сказала, что пять!

Примеры:

  • В шаманской мифологии маньчжуров так называли духов, имеющих женский образ и покровительствующих детям, потомству. Слово это также имело значение «матушка, бабка». Повторите имя этих маньчжурских духов.

Ответ: мама - как еще могут его называть?

  • За минуту вы должны показать на пальцах скорость дрейфа континентов.

Ответ: она примерно равна скорости роста ногтя на пальце - больше просто нечего показывать.

  • Профессор Вюрцбургского университета Иоганн Беррингер во время своих прогулок по берегам реки Майн обнаружил множество удивительных камней с изображениями улиток, рыб, птиц, звезд, комет, и даже знаков неведомого письма. Студенты, по просьбе профессора, начали помогать ему в поисках и в итоге собрали более 2000 удивительных образцов. После выхода в 1726 году книги об удивительных находках Беррингер самолично обнаружил последний камень с латинской надписью из двух слов. Первое из них - «Беррингер». Воспроизведите второе.

Ответ: «дурак». Эти камни изготавливали его студенты, чтоб подшутить над профессором.

  • Американский юрист Роберт Hидмэн на основании многолетней практики пришел к выводу, что инициаторами большинства разводов являются женщины. Поэтому он дает прекрасной половине человечества один мудрый совет, который, безусловно, может уменьшить процент разводов. Я уверен, что вы знаете этот совет. Повторите его, чтоб случайно не забыть.

Ответ: не торопиться с замужеством, присмотреться к своему избраннику.

  • В прошлом году Джордж Харрисон нашел минимум одну вескую причину для того, чтобы отрицательно ответить на вопрос, заданный неким журналистом - соберутся ли «Битлз» снова. Какую?

Ответ: вряд ли, пока Джон мертв.

Технические приемы составления вопросов

Одноходовки и многоходовки

Весьма важна, хотя и достаточно условна, классификация вопроса «по числу ходов». Одноходовый вопрос содержит одну-единственную ситуацию, в которой надо разобраться. Многоходовой - состоит как бы из нескольких вопросов: решив первый из них, вы получаете исходные данные для решения второго и т.д.

Вот типичный пример вопроса-двухходовки: «За этим столом сидели сэр Ивейн, сэр Гавейн, сэр Пелинор, сэр Кэй, сэр Галахад, сэр Персиваль... А кто сидел во главе стола?» Здесь второй ход не совсем тривиален. Практически все сразу догадаются, что речь идет о рыцарях короля Артура. Но ответ «король Артур» неверен, правильный ответ - «никто». Это же Круглый стол, который для того и сделан, чтоб все сидящие за ним были равны!

А это совершенно иной случай. Вопрос звучит так: «Известно, что материк Антарктида был открыт Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1819 году. Но некие земли, входящие в состав Антарктиды, были открыты еще в 1772 году. Опишите обстоятельства смерти их открывателя». Тут второй ход скорей не помеха, а подсказка - явно нужно искать мореплавателя, умершего не совсем обычной смертью. Действительно, это капитан Кук, и правильный ответ - «убили и съели». Именно Кук открыл Южные Сандвичевы острова и Южную Георгию.

Вот довольно забавный вопрос-трехходовка: «Назовите любимого ученика любимого ученика Платона». Любимый ученик Платона - Аристотель, любимый ученик Аристотеля - Александр Македонский, о нем в вопросе и речь.

А вот некий монстр многоходового мира. Звучит он так: «По мнению Паганини, первым завидуют, вторым вредят, третьим мстят. О третьих и пойдет речь - одного земляка Паганини мучил вопрос, являются ли третьи людьми непременно высокоморальными. В частности, он по этому поводу задавал себе некий вопрос о третьем земляке Паганини. В какой области искусств прославился четвертый земляк Паганини - наш современник и тезка третьего его земляка?»

Вопрос поддается раскрутке. По мнению Паганини, завидуют способным, вредят талантам, мстят гениям. Вот и второй земляк Паганини - Сальери. «Гений и злодейство - две вещи несовместные и не был убийцею создатель Ватикана?». Появился и третий земляк - Микеланджело Буонаротти. Единственный более-менее знаменитый его тезка и наш современник - Микеланджело Антониони. Кинематографист. Ответ готов!

Придание вопросу «многоходовости» - способ задать ему оптимальную трудность. Слишком многоходовый вопрос не раскрутят за минуту или вообще не запомнят, недостаточно многоходовый окажется слишком прост. Значит, есть оптимум - его и следует искать. Но без излишеств!

Метки

Метка есть способ сделать вопрос имеющим единственный правильный ответ. Как следствие этого, метка - мощнейшее средство борьбы с т.н. дуалями - правильными ответами на вопрос, не предусмотренными его составителем. Как следствие этого, метка может сберечь немало нервов устроителям турниров и помочь свести число скандалов к минимуму. Поэтому не стоит пренебрегать этим полезным приемом - себе дороже!

Что же такое метка? Это введение в текст вопроса некого факта крайне редкого, практически бесполезного для разгадывания (есть и исключения - иногда именно метка ведет команду к разгадке вопроса, но это скорей исключение, чем правило), но имеющего отношение только к правильному ответу, и ни к чему другому.

Типичный пример метки - это вопрос Ворошилова о его болезни, которую лечат в Карловых Варах и симптомы которой у него крайне ярко выражены. Можно и так догадаться, что это патологическая страсть к игре. Но мало ли какие болезни найдут у Ворошилова знатоки? И чтобы спорить было бессмысленно, Ворошилов указывает номер этой хвори по какому-то международному каталогу болезней - любая другая болезнь будет иметь другой номер и ответ будет отвергнут с полным правом.

Еще пример. Вопрос «Чем красивые женщины сходны с большими городами?» имеет красивый и логичный ответ - их легко завоевать, но трудно удержать. Но представьте сами, какой поток ничем не опровергаемых дуалей обрушится на вас, если не добавить слов «по мнению французского лексикографа и философа Пьера Буаста»? Это сразу делает вопрос практически не подвластным протестам - поди найди у этого самого Буаста другое сравнение этих двух объектов!

Или, скажем, такой вопрос: «Этот человек получал в СССР в начале 20-х годов сотни счетов из гостиниц, из комиссионных магазинов, даже повестку в суд по уголовному делу, к которому не имел ни малейшего отношения. Десятки самозванцев бродили по стране, выдавая себя за него, женщины, которых он в глаза не видел, требовали у него алименты. Кто он?» Не так уж сложно посчитать, что скорее всего это невероятно популярный именно тогда Михаил Зощенко. Но были же тогда и другие крайне популярные люди! А вот если добавить, что его книги, по словам Шкловского, «имели хождение не как деньги, а как вещь. Как поезд», ответ станет единственным и вопрос избавится от дуали. Есть, конечно, вероятность, что именно эту фразу кто-то вспомнит и возьмет вопрос с помощью прямого знания, а не логических рассуждений. Но это вряд ли - метка очень мало известна. Такими они и должны быть.

Не пренебрегайте метками! Вреда от них чуть, а толку может быть довольно много. Только не метьте вопрос об Александре Македонском тем фактом, что его коня звали Буцефал - иначе зачем тогда остальной текст вопроса?

Повернуть и вывернуть

Интересный факт для вопроса - это еще не все. Надо правильно задать вопрос, построенный на этом факте. Позаботиться и о том, чтоб на вопрос дали правильный ответ, но не все подряд (где надо - прояснить, где надо - запутать), и о том, чтоб вопрос сохранил корректность, и, наконец, о художественной стороне дела.

Возьмем, например, такой факт. Рваные доллары в американских банках обменивают так: за кусок больший, чем три пятых целой бумажки, дают доллар, за огрызок размером от двух пятых до трех пятых - 50 центов, а за меньший кусочек не дают ничего, а то каждый себе нарежет сколько не лень. Явно можно сделать вопрос. Как именно?

Возможна, например, такая редакция: «За какую часть рваного доллара в американских банках дают целый доллар, а за какую - 50 центов?» Но как такой вопрос брать - не ясно. Можно попробовать так: «За доллар с оторванным уголком в американских банках вам выдадут целый доллар. А что вы сможете там получить за половинку долларовой бумажки?» Ответ «50 центов» уже не совсем прост, но все-таки слишком напрашивается. Возможен и такой вариант: «За кусок долларовой бумажки больший, чем три пятых ее величины, в американских банках дают целый доллар. А за кусок какого минимального размера там дадут 50 центов?» Ответ «до двух пятых» ясен из достаточно тривиальных соображений. Не слишком ли тривиальных?

В итоге была принята следующая редакция: «Не зря мы во всем СНГ так это ценим. Если у вас есть более трех пятых этого - вы получите это целиком. Если у вас найдется от двух пятых до трех пятых этого - половинка этого вам обеспечена. А вот меньше двух пятых этого уже совершенно никуда не годится. Что же это?» Вопрос дал достаточное количество правильных ответов и еще больше замечательных неправильных, которые я просто приведу без всяких комментариев. Очередь, ваучер, места в парламенте, здоровье, Черноморский флот, нефть, кровь, клад, образование - высшее, среднее и начальное, молодость, жилплощадь, голоса избирателей, кворум в парламенте, карточка спортлото, прожиточный минимум, стаж! Этого-то автору вопросов обычно и надо.

Известный знаток и автор вопросов Владимир Белкин дает такую рекомендацию: «Если вопрос не смотрится, выверни его наизнанку». То есть ответ сообщи, а факт, используемый ранее в вопросе, попытайся угадать. Очень часто это помогает.

Вот, например, вопрос: «Назовите имя лучшего друга Карлсона». Можно, конечно, радоваться, что многие ответят «Малыш» и на вспомнят его имени - кстати, вы сами его помните? То-то! Гораздо лучше спросить: «Вообще-то его звали Сванте Свантессон и вы все его знаете. А как звали его лучшего друга?» Пусть поперебирают известных скандинавов - сначала реальных, а потом литературных, а когда придут к Карлсону - обрадуются вместе с вами.

Или еще один вариант. «Автор «Толкового словаря живого вeликорусского языка» Владимир Иванович Даль превосходил всех писателей по некоему важному для писателя параметру. Какому?» Ответ подразумевается - словарный запас. Но если в тексте есть подсказка про словарь, вопрос становится слишком легким, если же ее нет - слишком трудным. Поэтому вопрос был задан в несколько иной форме - «Как вы думаeтe, у кого из русских писатeлeй наибольший словарный запас?» Тут ответ «у Даля» и интересен, и нетривиален.

Эта рекомендация и полезна, и универсальна. Факты, приводимые в вопросе, следует хорошенько повернуть и даже иногда вывернуть, чтоб выяснить, как же их носить.

Разное

И уж напоследок - несколько мелких, но достаточно полезных рекомендаций.

  • Вопрос должен быть не велик и не мал. 300-400 печатных знаков - это уже большой вопрос. Могут не дослушать до конца, и будут правы. 
  • Постарайтесь, чтоб ответ укладывался в два-три слова, в одно - еще лучше. Например, вопрос: «На острове Макино (озеро Мичиган) в США ежегодно проходят состязания по выпечке блинов. Рекорд с 1977 г - 24 блина. В чем соревнуются спортсмены?» нехорош в самых разных отношениях - ответят «в выпечке блинов», как в вопросе и сказано. И поди объясняй, что речь идет о любимой мальчишеской забаве - бросании плоских камешков в воду. Лучше попросить: «Назовите основной инструмент соревнующихся» и спокойно считать, кто напишет «сковородка», а кто - «плоский камешек». Избавить игроков при такой схеме от длинных ответов - долг автора вопросов. Просто на листике не уместятся! 
  • Обязательно проверьте - есть ли логическая цепочка, по которой, не зная факта, можно добраться до правильного ответа. Если ее нет, как же команды не вспомнят, а именно догадаются? Интеллектуальная игра, придуманная в Одессе, не только называется «А если подумать?» - подчеркивается, что ее не надо называть «А если вспомнить?». 
  • Перед тем, как записать вопрос, представьте себе, что вы самый авторитетный, агрессивный и эрудированный знаток, который во что бы то ни стало хочет доказать, что этот вопрос некорректен или дуален. Если хоть что-нибудь получится - вопрос надо переделывать. 
  • Записывая вопрос, непременно запишите и источник - иначе его не смогут проверить, а те, кто отбирает вопросы в какое-нибудь приличное место, обязательно их проверяют. 
  • Для ряда авторов вопросов следующий факт очень неприятен, но его не следует забывать. Помните, что задача игроков - дать на ваш вопрос правильный ответ, а не отгадать то, что вы задумали. Это порой совершенно разные вещи! 
  • И уж совсем напоследок - помните, что вопрос есть не научный труд, а литературное произведение, и прав был Вольтер, когда говорил, что все жанры хороши, кроме скучного.