Ученическое самоуправление
Сегодня на секции «Ученическое самоуправление» мы выясним, для чего нужно школьное ученическое самоуправление, его функции, основные документы, регламентирующие функционирование школьных органов ученического самоуправления.
Упражнение Джеффа «Что я знаю об ученическом самоуправлении». Вопросы:
- Я знаю, что такое ученическое самоуправление
- Я являюсь членом органа ученического самоуправления
- Орган ученического самоуправления может заниматься не только организацией развлекательных мероприятий
- Совет старшеклассников в школе – только видимость демократии
- Орган ученического самоуправления и детская общественная организация – одинаковые образования на базе школы
Опыт, накопленный школой, говорит о целесообразности построения органов самоуправления в соответствии с делением общего коллектива на первичные. Возможны следующие варианты.
- В общеобразовательной школе традиционным первичным коллективом является класс. Поэтому органы самоуправления в школе могут делиться на общешкольные и классные. Высший орган первичного коллектива - классное собрание. При этом:
- в классе может избираться исполнительный орган (например, Совет класса), который организует деятельность класса.
- в классе может быть избран староста (командир), и при этом может не избираться исполнительный орган. В этом случае работа по организации участия класса по различным направлениям деятельности проводится временно избранной творческой группой во главе со старостой (командиром) класса.
- Следующий вариант деления наиболее характерен для школ с хорошо развитой системой внеурочной воспитательной работы, с наличием организованных творческих объединений школьников по интересам. Здесь первичными коллективами могут стать творческие объединения, клубы по интересам, общественные организации и т.д.
- Смешанный вариант деления на первичные коллективы: одновременно как первичные коллективы могут действовать и классы, и клубы или творческие объединения. Возможно: часть работы выполняется творческим объединением, а затем классами.
Основные этапы развития школьного ученического самоуправления
Можно с уверенностью утверждать: ученическое самоуправление есть в каждой школе, и начинается оно с первого класса. Это действительно так. Ведь организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, столовой) - это ли не одно из проявлений ученического самоуправления? Пусть от этой стадии до высшего этапа развития очень далеко, но ведь начало положено!
Самоуправление - это система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных поручений. В первом классе распределение общественных поручений (а это в основном поручения, связанные с самообслуживанием) происходит прямым назначением учителя. Со временем, ребята приходят к тому, что распределение поручений начинает происходить путем избрания ребят в органы ученического самоуправления класса, школы, а затем этот процесс превращается в установление очередности между учениками в выполнении поручений. Кроме того, меняется не только система распределения поручений, но и расширяется их круг, усложняются функции.
На разных этапах развития ученическое самоуправление может охватывать разные направления деятельности и в каждой школе набор этих направлений индивидуален. Но можно выделить и перечислить те сферы деятельности, которые чаще всего привлекают внимание школьников: учеба, спорт, внеурочная деятельность, защита прав, порядок, здоровье школьника, связи с общественностью, досуг.
В своем развитии ученическое самоуправление проходит несколько этапов. Этот процесс характерен для всех школ. Рассмотрим основные черты каждого этапа.
- Для начального этапа характерно отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы. Распределение поручений происходит прямым назначением педагога.
Создаваемые органы коллектива в этот период немногочисленны и не совсем готовы к самостоятельной работе. Инициатива их создания может исходить от педагогов.
На этом этапе единственными первичными коллективами, с которыми строит свою работу исполнительный орган, это - учебные классы. И структура ученического самоуправления выглядит так:
- Второй этап характеризуется тем, что появляется все более широкий самоуправленческий актив, учащиеся проникаются интересами школьного коллектива, ребята приобретают начальный, пока еще небольшой и несложный опыт организаторской работы, появляется чувство удовлетворения и вера в дальнейшие успехи, складываются первые традиции.
Кроме того, практически в каждой школе кроме классов можно выделить еще такие первичные коллективы, как клубы, творческие объединения, возможно, детские общественные организации.
И второй этап развития ученического самоуправления можно охарактеризовать тем, что как первичные коллективы в системе самоуправления работают и классы, и клубы, и творческие объединения, и общественные организации. При этом представители классов избираются в исполнительный орган, а руководители этих образований (клубов, объединений и т.д.) вводятся в исполнительный орган (их не избирают). И структура ученического самоуправления выглядит так:
- Последний этап характерен тем, что деление воспитанников по их участию в самоуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным, каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все учащиеся становятся организаторами своей жизни.
Отличительной чертой третьего этапа развития самоуправления является вовлечение в организацию самоуправления практически каждого ученика.
Поэтому, если в школе начинают возникать временные исполнительные органы: советы дела, оргкомитеты, инициативные группы, и все они включены в общую систему самоуправления (представители этих временных образований приглашаются на заседания исполнительного органа), то можно сказать, что самоуправление в этой школе находится на третьем этапе - высшей стадии развития. Структура самоуправления при этом выглядит так:
Продолжительность того или иного этапа развития самоуправления учащихся нельзя строго регламентировать, ограничить какими-то сроками. Точно так же и развитие отдельных форм самоуправления нельзя строго расписать по этапам.
Выборы
Уже говорилось о том, что ученическое самоуправление вполне может представляет собой мини-модель государственных органов управления. В этом случае принципы и подходы к организации и проведению государственных выборов должны лечь в основу организации выборов в органы ученического самоуправления в школе.
Выборы - одна из главных форм выражения воли подростка в школе и одновременно способ формирования органов ученического самоуправления. Кроме того, они готовят подростка к участию и пониманию демократических процессов, происходящих в стране.
Для проведения выборов необходимо создать Положение о выборах (или иной документ), где были бы закреплены следующие положения:
- Цель и задачи выборов
- Субъекты выборов (кто имеет право избирать)
- Объекты выборов (кто имеет право быть избранным)
- Условия и порядок предвыборной агитации (выдвижение кандидата; регистрация кандидата; сроки проведения; место проведения; возможные ограничения и т.д.)
- Порядок проведения выборов (дата проведения; место и время проведения; порядок и форма голосования; кворум; порядок подсчета голосов; определение результатов выборов и т.д.)
Ролевая игра «Предвыборная речь». Поучаствовать приглашаются не более 5 человек. Задача – составить предвыборную речь, в которой обязательно должны быть указаны изменения, которые кандидат на пост председателя школьного органа ученического самоуправления хочет внести со своим приходом. Остальная аудитория объявляется избирателями. Избирателям кратко описывается ситуация: Орган ученического самоуправления существует в школе три года. Преимущественно занимается организацией творческих мероприятий, указанных в плане воспитательной работы. Состав ученического актива периодически меняется, однако, ученики инициативны, а завуч по воспитательной работе не компетентен в вопросах ученического самоуправления. Задача кандидата: в своей предвыборной речи показать, какие изменения он бы хотел внести в функционирование органа ученического самоуправления, отразить свою предвыборную программу. Задача избирателей: внимательно выслушать программу, задать вопросы на понимание, высказать критические суждения. Анализ при анализе выясняется, насколько реальными и актуальными были предложения кандидата, способ подачи информации и т.д.
Кодекс лидера органа ученического самоуправления
Лидер - это тот, кто:
- был выбран на эту должность не случайно, а на основе демократических выборов в ученическом коллективе;
- подходит к выполнению этой работы по всем критериям;
- обладает основными качествами, нужными для успешного выполнения своих функций;
- может сплотить вокруг себя команду, идущую к одной цели;
- имеет авторитет на всех уровнях деятельности, на которых ему приходится работать;
- умеет пресекать в себе развитие "звездной болезни";
- прошел обучение основам организаторской деятельности и постоянно самосовершенствуется.
Права и обязанности лидера
Лидер своими действиями и поступками должен отстаивать и защищать свои честь и достоинство, права и свободы, а также тех, кем он руководит, исполнять обязанности, возложенные на него обществом, и придерживаться общепринятых норм и правил, в чем быть примером для окружающих.
Между правами ученического лидера и правами ученика существует некоторая разница, так как у лидера больше прав и полномочий, а значит и больше обязанностей, связанных с ними.
Лидер имеет право:
- представлять свою школу, структуру самоуправления на разных уровнях управления, в общественных организациях, прессе;
- на свободу мысли, слова, выбора;
- на реализацию общественных идей и инициатив, направленных на улучшение школьной демократии и развитие ученического самоуправления;
- на внимание и поддержку со стороны администрации учебного заведения, общественных организаций педагогов и родителей;
- на защиту собственных прав, как со своей стороны, так и со стороны районных (городских) советов старшеклассников, других вышестоящих инстанций;
- на организацию собраний актива школы, использование школьных помещений, техники, других средств для организации работы органов ученического самоуправления.
Лидер не имеет права:
- собирать деньги с учащихся своей школы на мероприятия, которые не финансируются со стороны администрации или родительского комитета.
- использовать занимаемую должность в своих целях.
Обязанности ученического лидера, его функции, полномочия
Лидер обязан:
- вести активную работу в жизни школы, района, города;
- быть примером для остальных;
- поддерживать дружеские отношения в своем коллективе;
- выполнять свои прямые обязанности и помогать выполнять их другим;
- работать на благо своей команды.
- ставить общее дело выше собственных дел.
Для успешного взаимодействия лидера с администрацией учебного заведения, родительской и педагогической общественностью, ровесниками и другими лидерами необходимо:
- понимание прав и обязанностей, полномочий при принятии решений как со стороны администрации и родителей, так и со стороны самого лидера;
- если лидер понимает свои права, он может требовать их реализации и защиты;
- придерживаться правил и норм деловой этики.
Настоящий лидер знает:
- свои обязанности, права и полномочия;
- основы психологии, социологии, правоведения, теории управления, ораторского мастерства;
- основные правила организации деятельности коллектива;
- опыт своих предшественников, а также коллег из других школ;
Настоящий лидер умеет:
- выделять среди своего актива самых старательных и желающих работать, привлекает их к работе и стимулирует их успехи;
- владеть методами убеждения, конструктивной дискуссии;
- сплотить людей в одну команду;
- не только высказываться, но и выслушивать других;
- работать с документацией и специальной литературой для повышения своей квалификации.
Настоящий лидер обладает такими качествами:
- активность, дисциплинированность, организованность, пунктуальность;
- сдержанность, уважительность, толерантность;
- культура общения и поведения, коммуникабельность, творческий подход.