Журналистика
Социальные функции журналистики
По толковому словарю Ушакова:
Функция - 1. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления (книжн.). 2. Переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины (мат.). 3. Работа, производимая органом, организмом (биол., физиол.). 4. перен. Обязанность, круг деятельности чего-либо, подлежащая исполнению работа (книжн.). 5. Значение, назначение, роль (книжн.).
Условимся, что для данной лекции функция – разнообразные обязанности журналистики и характер их исполнения в современном обществе.
Основной функцией стоит называть информационную функцию СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся личной жизни и государственных секретов). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств (речь идет об объективной, достоверной информации). Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.
Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не могут иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию выполняет орган массовой информации в том или ином случае.
Отделение фактов от мнений – вопрос профессионального мастерства журналиста. Выполнение информационной функции СМИ предполагает сообщение фактов, отделенных от мнений тех или иных политических лиц.
Не стоит отказываться от пропагандисткой функции СМИ. Хотя в мыслях многих современных журналистов-специалистов это слово вызывает негативную реакцию. Его традиционно связывают с отсутствием объективности, неприятием политического многообразия, прокоммунистическими лозунгами.
При этом забывается глубинная суть пропагандистской функцией СМИ, определяемой как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политический и духовно-нравственных ценностей. Наверное, пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает деятельность всей журналистской системы. Для нее также имеется название социально-педагогическая функция.
Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям – важнейшая социально-педагогическая задача журналистики.
Иногда социально-педагогическую функцию определяют также как управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая – в социально-педагогическую. И все же функцию социального управления стоит выделить отдельно. Хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властью, разъяснить существующие законы и предписания, призвать население к их исполнению, воспитывать в гражданах законопослушание, а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей – привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества.
Таким образом, журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) звучит так: “Информировать. Поучать. Развлекать”. Хрестоматийная истина мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И, соответственно, – информационной функции от пропагандистской.
Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других “обязанностей” журналистики. Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях – и многие люди по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы помочь пострадавшим.
Организаторские возможности пресса демонстрирует при проведении пропагандистских кампаний или, скажем, умелого распространения правовых знаний (социально-педагогическая функция). Но кроме таких форм проявления организаторской функции СМИ есть все основания говорить о непосредственно-организаторской деятельности СМИ. Например, настойчивая работа редакции журнала “Огонек” привела к созданию массового движения “АнтиСПИД”. Велика роль прессы в борьбе за экологию.
Развлекательная, или, как ее традиционно называют, рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция СМИ. Рекреация – отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению. Но недопустима и недооценка рекреативной функции.
Понятно, почему эта функция ярче выражена в телевидение и радио, а не в прессе. Читать – это работа. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч.
Радио – слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов – развлечение. Телевизор – смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.
Чрезвычайно важно, когда функция развлечения “перетекает” в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма “Российские университеты”, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом. Например, изучение английского языка при помощи публикаций в журналах “Англия” и “Америка”, инструктивные публикации в газетах на темы: “Как стать рекламным агентом”, “Как работать секретарем-диспетчером на домашнем телефоне”.
В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом органе массовой информации и всей системе средств массовой информации. Эта функция – главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов.
Ведь журналистика как раз и есть средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации), а в ряде случаев – способ эстетического осмысления реальной действительности.
Да, журналистика воспитывает на положительных (и отрицательных) примерах, на сумме знаний, которую содержат ее материалы. Но это, так сказать, побочный, хоть и очень важный и, безусловно, полезный эффект. В конце концов, сама жизнь, накопленный опыт воспитывают каждого из нас, а журналистика – часть современной жизни.
Основные жанры журналистики
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, следующие факторы:
- Предмет отображения;
- Целевая установка (функция);
- Метод отображения.
Предмет отображения
П.О. может стать практически любое явление жизни, природы, общества, имеющее какое-либо значение для человека и заинтересовавшее его. Причем стоит отметить, что предмет отображения у различных жанров может быть, как один и тот же, так и разный. Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет второстепенное значение.
Целевая установка (функция)
Сильным жанрообразующим свойством обладает целевая установка именно от нее зависит, какой материал получится у журналиста – информационная заметка когда журналист ставит перед собой цель познакомить читателя с событием и не более того) или текст, который можно будет отнести к аналитическому жанру (в этом случае целью журналиста было бы детальное описание события, его причин, прогноза развития и т.п.)
Метод отображения
По мнению ряда исследователей, существует два основных метода преобразования полученных знаний – рационально-познавательный (логический) и художественно-образный.
В процессе использования рационально-познавательного метода задействуются эмпирический и теоретический уровни познания. При эмпирическом исходный продукт – информационная публикация, при теоретическом – аналитический материал.
Говорить о применении художественно-образного метода можно, понимая под этим прежде всего использование образного языка, определенного уровня детализации предмета, применение условности при реконструкции событий.
Кроме этого в формировании жанра важную роль играет такая вещь как тип сообщения. Всего их выделяют три: художественный, публицистический и научный.
Художественный характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление, речь идет чаще всего о человеке и его внутреннем мире.
Научный тип предлагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Для научных и массовых изданий характерна разная «сложность» языка.
Публицистический. Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.
Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Каких именно?
К жанрам информационной журналистики относят: заметку, корреспонденцию, репортаж, отчет. Рассмотрим некоторые из ни более подробно.
Заметка
Заметка (актуальное сообщение о каком-либо явлении или событии). Существует несколько видов заметки: событийная заметка (посвящена свершившемуся факту), заметка-анонс (посвящена событию, которому только предстоит произойти), мини-рецензия (это краткая оценка какого-то культурного события (спектакля, выставки, шоу). Отличие мини-рецензия от рецензии в том, что ее автор не ставит своей целью проанализировать художественное значение состоявшегося события. Он просто сообщает читателям о своем мнении, выполняя, таким образом, информационную функцию), заметка-совет.
Как построить заметку?
Если речь идет о каком-то событии, начните с того, что ответьте на следующие пять вопросов: что произошло, когда, где, почему и каким образом. Ориентируясь по этим вопросам, можно легко написать заметку-хронику.
Если вы хотите дать еще и свой комментарий, структура вашей заметки должна быть внешне похожа на перевернутую пирамиду. Вначале вы даете краткие сведения о событии (отвечая на вышеупомянутые вопросы). Западные журналисты эту часть материала называют lead (ведущая) и придают ей большое значение, потому что главное предназначение заметки (корреспонденции и т.д.) – это информация. Поэтому "лид" заметки должен быть четким, кратким, выразительным и привлекать внимание читателей. Вторая часть развернутой заметки – это, как правило, более подробное описание события. Журналист останавливается на каждом из пяти вопросов, делая особый акцент на одном из них в зависимости от цели своей заметки. В заметке-анонсе он больше внимания уделит вопросу "когда", хронику происшествий он, скорее всего, начнет с вопросов "где" и "кто".
К слову, последовательность ответов – это выбор самого журналиста, который преследует, таким образом, определенную цель. Третья часть заметки содержит какие-то выводы, прогнозы, связанные с описанным событием, и, как правило, длиннее предыдущих двух частей
Более детальное освещение событий характерно для корреспонденции, которая может содержать в себе и аналитические элементы. Задача автора аналитической корреспонденции – не только сообщить, но и проанализировать на „живом примере“ целое явление в жизни общества.
В журналистской практике существуют параметры, по которым определяется, какое событие "достойно" отражения в прессе. Во-первых, это актуальность. Другими словами, то, что представляет интерес для общества (или какой-то его части) в настоящее время. Во-вторых, своевременность (насколько журналист смог оперативно написать материал). Если после состоявшегося события прошло три дня – это уже слишком поздно для подачи его на страницах печати в жанре событийной заметки. Важна также яркость или необычность события. А еще, конечно, журналист должен ориентироваться на тип читателя издания, для которого он пишет.
Интервью
Существует как метод и как жанр, говоря о жанре, мы подразумеваем текст, составленный из вопросов журналиста и ответов его собеседника.
Результатом применения метода интервью часто становится текст, который относят к жанру интервью. Хотя информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах – в виде заметки, статьи, очерка и т.д.
Как проводить интервью
Запомните, что самое главное для вас - это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является официальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы.
Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном. Журналист не может знать все обо всем. Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше - если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике - о его профессиональных достижениях, планах. Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени.
Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы.
Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.
Общение - это искусство
Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме, перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору.
Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях - вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест - кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы.
Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:
- Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
- Говорите четко и разборчиво.
- Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д.)
- Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.
Помните, что иногда вы сами можете спровоцировать напряженную ситуацию в ходе интервью. Поэтому следите за тем, чтобы
- Не задавать вопросы прокурорским тоном.
- Не продолжать разговор на темы, которые неприятны вашему собеседнику
- Разговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников.
Отправляясь на интервью…
- Не забудьте захватить с собой ручку и блокнот. Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон - это замечательно. Но мы советуем вам тщательно проверить его записывающие свойства. Случаи, когда диктофон по непонятной причине не записывал интервью, довольно распространенны.
- Позаботьтесь о том, чтобы не опоздать на встречу. Лучше придите на 10 минут раньше и просмотрите свои вопросы.
- Не полагайтесь на свою память - запишите все вопросы в блокноте. Предсказать ход разговора заранее невозможно. Будьте готовы к тому, что в процессе беседы у вас появятся дополнительные вопросы. Не стесняйтесь спрашивать. Запомните, что чем больше информации вы получите, тем интереснее и глубже может оказаться ваш материал.
- Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте" не глядя". Ваша задача - смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название или фамилию, уточните. Попросите вашего собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры.
- Хороший прием - спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к вашему разговору. Уходя, не забудьте его поблагодарить за интервью.
- Для «завершающего контакта» можете поинтересоваться, где вы сможете получить дополнительный материал на данную тему.
Умеете ли вы задавать вопросы?
Успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журналиста, изучения им темы, и конечно, от вопросов, которые он задает. Вопросы всегда нужно продумывать заранее, но при этом быть готовым к импровизации в ходе беседы. Вот какие рекомендации даются в руководствах по профессиональному интервьюированию:
- Начинать беседу нужно с вопросов общих, несложных.
- Не стоит задавать два вопроса в одном. Запутанный вопрос вызовет неопределенный ответ вашего собеседника
- Вопросы должны быть лаконичными и ясными. Не стоит пространно объяснять своему собеседнику, что вы имеете в виду. Подчеркнутая демонстрация своей эрудиции со стороны журналиста, как правило, неприятно действует на собеседника.
- Если ваша задача – написать проблемное интервью, или интервью-зарисовку, не задавайте вопросы, за которыми могут последовать односложные ответы «да» или «нет». Чтобы добиться развернутых ответов, задавайте вопросы типа «как это случилось?» «почему, по вашему мнению, это произошло?» и т.д.
- Если вы видите, что ваш собеседник уклоняется от ответа, попробуйте перефразировать ваш вопрос.
- Задавайте вопросы в соответствии с логикой беседы. Не перебивайте направление мысли вашего собеседника.
- Не задавайте противоречивых вопросов (опровергающих то, что ваш собеседник сказал раньше). Это может привести к тому, что ваше интервью закончится раньше, чем вы рассчитываете.
Помните, что задача журналиста – «дирижировать» беседой. Если ваш собеседник начинает уходить от сути вопроса и длинно размышлять на другие темы, будьте готовы к тому, чтобы мягко перебить его и вернуть беседу в нужное русло. Как это сделать? Среди ведущих репортеров есть настоящие мастера красивых перебивок, которые могут остановить пространные рассуждения собеседника, не вызвав при этом его раздражения или обиды. Один из распространенных приемов – дать понять своему собеседнику, что вы с ним полностью согласны: покажите это мимикой, жестом, уловите паузу, чтобы вставить свой комментарий типа «вы это очень верно подметили, а каково ваше отношение в связи с этим к...»
Виды интервью
Информационное интервью
Цель такого интервью – познакомить читателей (слушателей, зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Это интервью отличается краткими вопросами и ответами. Большинство вопросов журналиста начинаются со слова «что», «когда».
Детализирующее интервью
Это интервью является переходным вариантом между информационным и аналитическим интервью. В отличие от информационного интервью, здесь дается больше деталей и есть попытки со стороны автора заглянуть в сущность какого-то явления.
Аналитическое интервью
Это интервью предназначено разобраться в мотивах поступков конкретных людей (героев интервью), или в причинах каких-то событий и их возможных последствиях для общества и т.д. Со стороны журналиста здесь должны быть очень взвешенные и продуманные вопросы, а ответы собеседника должны быть насыщены примерами и аргументами. В аналитическом интервью может подниматься экономическая или политическая проблема, но также это может быть портретное интервью, посвященное конкретной личности, представляющей интерес для общества.
Репортаж
Итак, репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность. Чтобы освоить этот жанр, старайтесь почаще рассказывать окружающим о событиях, свидетелем которых вы являлись. Их реакция на ваш рассказ поможет вам определить ваши сильные и слабые стороны. При этом следите за тем, чтобы не идти на поводу у своей фантазии или эмоций - не искажайте факты.
Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т.д.
Очерк
Очерк называют “королем” художественно-публицистических жанров. Это, пожалуй, наиболее трудный жанр, потому что он требует от журналиста настоящего литературного мастерства. В очерке соединяется аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.
Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой. В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».
В проблемном очерке в центре внимания журналиста стоит какая-то проблема. Именно за ходом ее развития он и следит в своем материале. Проблема в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. По своей логической структуре проблемный очерк может напоминать статью, но в отличие от последней, здесь уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.
Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий журналисту в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача журналиста – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.
Рецензия
В переводе с латинского языка слово «рецензия» означает «оценка, отзыв о чем-либо». В качестве жанра периодической печати, рецензия – это критический отзыв о каком-то произведении литературы, науки или искусства. Рецензии на новые кинофильмы, спектакли, телепередачи, книжные новинки пользуются популярностью среди читателей и это учитывают многие периодические издания, особенно еженедельники. Существует два типа рецензий - профессиональные рецензии, которым отводится большой объем – как правило, они публикуются в специализированных изданиях и мини-рецензии (объем не более полутора машинописных страниц). В настоящее время наиболее распространены мини-рецензии, цель которых не подробный художественный анализ, а обращение внимания аудитории на конкретное произведение.
Как строится рецензия?
Во-первых, для начала нужно указать точное название, имя режиссера, сценариста или писателя и другие существенные детали о предмете рецензии. Во-вторых, рецензия не должна ограничиваться передачей содержания фильма, спектакля или книги. Чтобы заинтересовать читателя, журналисту необходимо найти какой-то оригинальный творческий ход. Наибольшим распространением пользуется метод аналогии. К примеру, отталкиваясь от сюжетной линии определенного фильма, журналист может затронуть какие-то актуальные проблемы в обществе. В любом случае задача автора – заметить и показать какую-то «изюминку» в рецензируемом произведении. При этом рецензия может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Статья. Виды статьи
Статьей может быть названа публикация, анализирующая какое-то явление или событие с целью определить их общественную значимость (политическую, экономическую, социальную). Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Задача любой статьи - помочь читателям разобраться в каких-то важных процессах или проинформировать их об актуальных для общества проблемах. В зависимости от целей, которые ставит перед собой журналист, статья может носить общеисследовательский, практико-аналитический, проблемный или полемический характер.
В общеисследовательской статье важна не только информация и определение какой-то общественной проблемы, но и также способность автора теоретически объяснить причины существования этой проблемы и предложить конкретные решения. Такая статья должна быть аргументированной и обладать ясной концептуальной линией, что означает, что автор должен развивать четкую мысль и не теряться в гуще фактов.
Практико-аналитическая статья. Такая статья обычно обращена к актуальным практическим проблемам и вопросам, – например, из области промышленности, сельского хозяйства, бизнеса, финансов. Задача журналиста в этом случае – проанализировать, почему та или иная ситуация сложилась в конкретной сфере производства, социальной сфере и т.п., оценить эту ситуацию и определить тенденцию ее развития.
Полемические или проблемные статьи обычно появляются на страницах прессы в тот период, когда в обществе возникают споры по поводу каких-то актуальных событий. Подобные статьи могут появляться в период избирательных кампаний, или накануне принятия главами государств важных политических решений. Автор полемической статьи обычно представляет свое видение ситуации, опровергая оппонентов. Для полемической статьи очень важно, чтобы журналист приводил аргументированные доводы и не превышал этические границы своей профессии – например, позволяя себе резкие выпады в адрес конкретной личности или вторжение в чью-то личную жизнь.
Существуют определенные требования и к самой структуре статьи.
В начале автор должен объяснить читателям, почему так важна выбранная им тема, какую роль она играет в обществе. Далее нужно показать, в чьих интересах решить существующую проблему и что нужно для этого сделать.
В главной части статьи обычно анализируется текущая ситуация по разрешению проблемы и затрагиваются факторы, тормозящие ее решение.
В заключительной части автор статьи может расширить представление читателей о теме, показав, к примеру, какие новые проблемы должны быть решены далее.
А вот что представляет собой универсальный метод для подготовки и написания статьи, названный методом Аристотеля. Разделите свою работу на пять этапов.
- Определите для себя тему и издание, для которого вы пишите (ориентируйтесь на специфику издания).
- Соберите нужную информацию, не забывая ее тщательно проверить
- Постарайтесь сделать собственное умозаключение на основе собранных фактов
- Разработайте композицию вашего материала.
Начните с написания черновика, в котором изложите в вольном стиле все ваши мысли и отобранную информацию. Далее последуйте описанным выше требованиям к структуре статьи.
- Обратите особое внимание на выводы и заголовок вашего материала. После того, как вы закончили писать, сделайте паузу, а затем прочитайте вашу статью "чужими глазами".
Заголовок
Заголовок – это краткое выражение основной мысли материала. Даже для опытных журналистов придумать хороший заголовок часто становится задачей не из легких. Существует множество типов заголовков.
- Заголовок-хроника
- Заголовок-перефразирование цитат
- Заголовок-цитата
- Заголовок-обращение