Аспекты лидерства

Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на по¬мощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

 

Лидерами рождаются или становятся?

Представляется совершенно очевидным, что научиться лидерству можно. В конце концов, почти три четверти американских компаний ежегодно направляют своих сотрудников на курсы подготовки руководителей.

Если вы спросите людей, которые главным образом и ведут курсы по лидерству, думают ли они, что лидерству можно научить, то, возможно, получите любопытный ответ. Вначале эксперты скажут: «Да, конечно», а затем попытаются уйти от определенного ответа: «Пожалуй, иногда можно».

Итак, что же происходит? Можем ли мы научиться быть лидерами или нет? Ответ — и да, и нет. Мы можем легко и быстро усвоить приемы, навыки, способы общения. Мы можем овладеть теориями, стратегиями и тактикой лидерства — всем тем, что преподают на курсах, семинарах, занятиях. Но, нельзя легко приобрести чувства, интуицию, эмоции, проницательность, искусство, устремления, заботливость, способность к сочувствию, эйфорию — страсти, присущие лидерам, да и саму страсть к лидерству, т.е. то, что и делает людей вожаками других. Те премудрости, которым можно научиться на курсах лидеров, — всего лишь глянец, придающий лидерству ослепительный блеск. Все они помогут вам стать более совершенным руководителем, но не сделают вас лидером, если вы не являетесь им. Итак, как же стать настоящим лидером, который обладает всеми чувствами, интуицией, устремлениями и другими качествами, отличающими его от получившего хорошую подготовку заурядного руководителя?

Опыт неудач

Чтобы стать лидером, совершенно необходимо иметь опыт поражений и неудач. Из опыта мировых лидеров-управленцев… самые важные уроки они получали тогда, когда терпели поражения и должны были по-настоящему собраться с духом. Проблемы, формируют руководителей, подобно тому, как ветры и удары стихии формируют горы.

Знание

Вторая составляющая успеха в освоении приемов управленческой гибкости – знание: какие стили управления людьми вообще бывают, чем они отличаются друг от друга, какие возможности и риски их использование несет и пр. Соответственно, следующим этапом повышения управленческой гибкости будет получение новых знаний. Надо получать новую расширяющую и дополняющую представления информацию о том, как еще, помимо известного нам стиля общения, можно взаимодействовать с людьми.

Этот этап вполне можно пройти самостоятельно – путем изучения имеющихся материалов. А их сейчас предостаточно!!!

Умение

Не секрет, что понимать – еще не значит знать, а знать – не значит уметь. Чтобы быть успешным, недостаточно владеть знаниями, нужно еще правильно их применять. Именно поэтому третьим (и, пожалуй, самым сложным) этапом является примерка на себя лидерских обязанностей. Очень полезны–игры, тренинги, упражнения в которых каждый участник имеет возможность побывать в разных ролях, в первую очередь в роли лидера.

Лидерство - это в значительной степени природный дар, искусство, мастерство, талант (у кого-то талант рисовать, петь, а у кого-то такой).

Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно.

Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы такого безошибочно подобрать, нужно знать качества, которые ему, в обязательном порядке, должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно опасаться потерять авторитет – в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умения анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью.

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Качества лидера

Одни преуспевают в одной конкретной области. Другие сильны во многих областях. Но помните: вовсе необязательно во всем быть первым.

Личные качества

  • Честность
  • Порядочность
  • Скромность
  • Справедливость
  • Принципиальность
  • Хорошее здоровье - физическое
  • Эмоциональная стабильность
  • Бороться с недостатками

Профессиональные качества

  • Компетентность
  • Информативность
  • Умение видеть проблемы и быстро принимать решение
  • Творчество, креативность

Организаторские/деловые качества

  • Целеустремленность
  • Деловитость
  • Энергичность
  • Дисциплина и контроль над собой
  • Работоспособность
  • Коммуникабельность
  • Реализм
  • Оптимизм
  • Уверенность
  • Заинтересованность, умение оценивать и поощрять
  • Умение руководить и оценивать

Разное

  • Знание себя/своих ценностей
  • Видение будущего
  • Страсть
  • Готовность рисковать
  • Навыки межличностного общения
  • Трудолюбие
  • Отслеживание прогресса/оценка результатов
  • Упорство
  • Умение ставить цели
  • Профессиональные знания
  • Вера в себя
  • Желание достичь успеха
  • Умение знакомиться, общаться с нужными людьми
  • Работа над тем, что приносит удовольствие
  • Получение удовлетворения от работы
  • Позитивное отношение
  • Благожелательность
  • Умение доверять интуиции
  • Уверенность
  • Мужество
  • Умение выполнять обещания
  • Честность и открытость
  • Сосредоточенность
  • Инициативность и ответственность
  • Способность мотивировать и вдохновлять других
  • Заботливость и сострадательность
  • Умение уважать чужие достижения
  • Выдержка и стойкость
  • Внимательность к деталям
  • Умение работать под давлением

Тест “Я – лидер”

Инструкция к этому тесту: “Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру “4”; если скорее согласен, чем не согласен – цифру “3”; если трудно сказать – “2”; скорее не согласен, чем согласен – “1”; полностью не согласен – “0”.

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту “Я – лидер”:

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели. 
  3. Я знаю, как преодолевать трудности. 
  4. Люблю искать и пробовать новое. 
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей. 
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде. 
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни. 
  11. Я хорошо планирую своё время и работу. 
  12. Я легко увлекаюсь новым делом. 
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 
  15. Ни один человек не является для меня загадкой. 
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 
  18. Для меня важно достижение цели. 
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 
  22. У меня всегда всё получается. 
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей. 
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется. 
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить. 
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты. 
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным. 
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела. 
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания. 
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки. 
  34. Я никогда не поступал так, как другие. 
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу. 
  36. Я никогда не поступал так, как другие 
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием. 
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей. 
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение. 
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей. 
  43. Решая проблемы, использую опыт других. 
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом. 
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами. 
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей. 
  47. Умею находить общий язык с людьми. 
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела. 

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.


Карточка для ответов теста “Я – лидер”

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

Рекомендации по формированию недостающих качеств лидера

По результатам теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова):

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.

  1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»
  2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.
  3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
  4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
  5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:

  1. Действительно ли твои цели важны для тебя?
  2. Реальны ли твои цели?
  3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
  4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
  5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:

  1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
  2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
  3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
  4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
  5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:

  1. Ценю ли я творческий подход в других людях?
  2. Готов ли я к неопределенности?
  3. Верю ли я в свои творческие способности?
  4. Могу ли я порвать с традициями?
  5. Испытываю ли я потребность в переменах?

Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

  1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
  2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
  3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
  4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
  5. Раскрой свои мысли и чувства.
  6. Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:

  1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
    • выдели в задаче главное и второстепенное;
    • выясни время выполнения задачи;
    • уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
    • определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;
    • повтори задание.
  2. Подготовься к выполнению задания:
    • изучи опыт других, посоветуйся;
    • сделай предварительную расстановку людей;
    • исходя из реальных возможностей, составь план.
  3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
    • обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
    • учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.
  4. Расставь людей, учитывая их возможности:
    • распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
    • за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
    • каждый должен знать свои права и обязанности.
  5. Согласовывай свои действия:
    • постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;
    • поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;
    • интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
  6. Обучай и инструктируй своих помощников:
    • подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;
    • указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
    • подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.
  7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
    • привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
    • осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
    • давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;
    • старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
  8. Будь внимателен в период завершения работы:
    • требуй отчета о работе от своих помощников;
    • при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;
    • организуй сдачу неиспользованных материальных средств.
  9. Экономно расходуй свое время и силы:
    • осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;
    • решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
    • оказывай помощь в работе на самом трудном участке.
  10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:
    • анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
    • давай оценку работы на основе конкретных результатов;
    • старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

  1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
  2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?
  3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
  4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
  5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

Известный психолог А.Н. Лутошкин советует также лидерам:

  • изучить интересы, увлечения, способности товарищей;
  • при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;
  • чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
  • иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Если Вы обнаружили, что у Вас низкий показатель З (работа с группой), то также прислушайся к советам: у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

«Разящие стрелы»: один стрелок пускает стрелы во множество целей – приказы, указания, требования летят в сторону участников дела. Он один принимает решения.

«Возвращающийся бумеранг»: организатор не забывает советоваться с людьми, в процессе работы коллективно обсуждать итоги, оценивать вклад каждого в общее дело.

«Снующий челнок»: организатор мечется от одного к другому, приспосабливается, ищет компромиссное решение, не конфликтует, старается быть удобным для всех.

«Плывущий плот»: плывет по течению, не беспокоясь, куда вынесет.

Лидер или руководитель.

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Различие между лидером и менеджером

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и, помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность менеджерам, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

К сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения).

В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемого исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.

Второе измерение связано с уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом – ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация двух переменных, приводит, в конечном счете, к выделению четырех типов подходов к изучению лидерства в организации. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств, необходимых лидеру в любом организационном контексте.

Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении.

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации.

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией. В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте. Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказания с его помощью лидерского поведения.

Теория лидерских качеств.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи верили, что лидеры имели какой-то определенный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научится измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

  1. Ум или интеллектуальные способности.
  2. Господство или преобладание над другими.
  3. Уверенность в себе.
  4. Активность и энергичность.
  5. Знание дела.

Однако эти пять качеств до конца не объяснили природу появления лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями, а не лидерами. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

  1. Управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;
  2. Управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
  3. Управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  4. Управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что как ужу отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации.

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Теория лидерских качеств обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало не возможным создать “единственно верный” образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.