Творчество
Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.
Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы театрализованного представления: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.
Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.
Всякая классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях театрализованных представлений.
К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера. Групп может быть и больше, названия их могут быть более точными, но сущность деления от этого не изменится. А без видовых признаков невозможно установить и жанровых особенностей.
Итак, какие жанры номеров встречаются в театрализованных представлениях? Довольно распространенным и драматургически полно разработанным номером в сценарии театрализованного представления является сценка. Во французском языке этому понятию соответствуют термины этюд, кроки, в английском – скетч.
По жанровому делению, сценки могут быть драматическими, мелодраматическими, комическими, трагическими, фарсовыми и т.д.
Интермедия – жанр из группы разговорных номеров.
Существовали интермедии и в средневековом «школьном» театре, и в итальянской комедии масок, и в испанском народном театре XV-XVll веков, и позже у профессиональных драматургов. Интермедии – это небольшие комические сценки, исполняемые между действиями драматического произведения.
На Руси с незапамятных времен разыгрывалась народная интермедия.
В наши дни интермедия является популярным видом так называемой «малой драматургии» эстрады, телевидения, радио. На эстраде и в театрализованных представлениях интермедия вторгается, как правило, между двумя эпизодами.
Характер интермедии – противопоставление двух разных точек зрения, спор. Такое столкновение наилучшим образом способствует художественному раскрытию основной темы сценария театрализованного представления.
Интермедия как форма конферанса находит самое большое распространение в агитационно-художественных программах. И именно здесь непонимание жанра и характера номера чаще всего приводит к просчетам.
Часто программу театрализованного представления «цементируют» ведущие – как правило, два конферансье одновременно. Это – парный конферанс, следующий из рассматриваемых жанров разговорных номеров.
Далекими предшественниками наших конферансье являются распорядители народного балагана – «зазывалы», «балконные», «подкачельные комики», - острословы и смелые сатирики.
Еще один жанр разговорного номера – монолог; к этому жанру можно подключить и лирическое стихотворение. Монологи и лирические стихотворения в сценарии театрализованного представления могут быть как отдельными завершенными номерами, так и своеобразными связками между ними. Но, разумеется, монолог как номер отличается от монолога-связки – номер имеет большую драматургическую завершенность, в нем обязателен кульминационный момент, а также разрешающая часть.
Монолог может быть и в прозе, и в стихах, и сочетать в себе стихи и прозу.
В коротком лирическом стихотворении трудно найти структурные элементы номера. Но часто лирические стихи, объединенные в циклы, имеют свою внутреннюю драматургию и воспринимаются как единое целое. В таких случаях они действительно обретают завершенность номера.
Следующий из рассматриваемых жанров разговорного номера – буриме. Это стихотворная игра, при которой исполнитель сочиняет стихи на заданные зрителями рифмы. Как номер в сценарии театрализованного представления буриме встречается сравнительно редко. Но этот вид эстрадного искусства не противопоказан, ни агитационно-художественным, ни другим представлениям и может быть одним из удачных средств вовлечения публики в действие, активизации ее внимания. Кроме того, он таит в себе немалые публицистические возможности.
К группе музыкальных номеров мы относим, прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность его обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление.
Любимый народом жанр музыкального номера – частушка. Ее особенности – злободневность, предельная краткость, выразительность формы и емкость содержания. Частушка, создаваемая на конкретном материале, является незаменимым по оперативности жанром. Речь в частушке всегда звучит индивидуализировано, художественно оправданно, как речь определенного человека или как говор, свойственный конкретному району, области, краю.
К распространенным жанрам музыкального номера можно отнести также музыкальный фальетон и куплетный номер. Это песенки шутливого, чаще всего сатирического содержания, имеющие в той или иной степени завершенную, действенную структуру. В куплетах большую роль играет постоянный припев (рефрен), который в сочетании со всем текстом подчеркивает основную мысль номера.
К группе пластико-хореографических номеров относятся в первую очередь пантомима и пластический этюд (или номер).
Пантомима и сама может быть составной частью, элементом пластического номера, но чаще всего это традиционно сложившаяся форма выступления с отдельными сюжетными сценками. В России пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов. Она занимала видное место в балаганных театрах и цирках. Для советской школы пантомимы характерно стремление выразить человеческие чувства, показать различные психологические состояния через точную пластическую характеристику образа.
Пластический этюд – понятие более широкое, чем пантомима. Этот номер может включать в себя и танец, и элементы акробатики и других спортивных зрелищных упражнений, и диалог, и песню, и как уже говорилось выше, пантомиму, пантомимическую сценку. Общий план номеров этого типа должен быть разработан сценаристом.
Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления – одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к «оригинальным» номерам).
По своему содержанию игровые конкурсы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.
Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-изобразительских способностей, физической ловкости, изобретательности.
Весьма разнообразны художественные конкурсы. Одни задания здесь имеют цель проверить художественную эрудицию, другие целиком рассчитаны на остроумие, третьи требуют художественно-творческих или исполнительских способностей, развитого воображения.
Все большее распространение в конкурсах находят научно-технические задания, а также остроумные решения по вопросам бытового плана. Некоторые задания требуют физической ловкости, быстрой реакции и т.д.
Веселые игровые конкурсы обладают большими рекреационными и воспитательными возможностями. Важно только понимать, во имя чего люди шутят. Есть опасность соскользнуть с действительного остроумия на пустое зубоскальство. Являясь одним из основных организаторов игровых конкурсов, работник культуры должен всегда помнить, что это не только развлечение, а и мощное воспитательное средство.
Номера оригинального жанра, как их принято называть в практике выступлений, на самом деле относятся к виду, и он в свою очередь делится на жанры: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески и т.д.
Проблемы при создании номера.
Необходимо понять и проговорить с ребятами все проблемные ситуации, которые могут возникнуть при постановке и организации. Ребята могут записать план работы занятия для дальнейшего использования, но в произвольном варианте.
Вместо заключения.
В постановочной практике есть много приемов, которые помогают режиссеру осуществлять свой замысел! И хочется предложить вам несколько советов:
Никогда не начинайте работу с массой! Определите основной смысл, общую картину, простройте у себя в голове массовые сцены.
Ставьте массовую сцену от начала до конца! Исполнители должны знать свои роли в эпизодах!
Поддерживайте ритм репетиции! Всем должно быть интересно!
Относитесь уважительно ко всем участникам номера, и учитывайте их мнения, тогда работа будет интересна для всех!!!!