КПВ. Игротехника

ИГРА - Один из видов деятельности человека. Игру можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.

Основные функции игры в жизни человека.

Упражнение. В игре осуществляется ориентировочно-исследовательская деятельность, позволяющая определить и закрепить оптимальные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Игра служит упражнением во всех видах человеческой деятельности — физической, художественной, интеллектуальной, социальной, учебной и т.д.

 

Изменение отношений с действительностью. В игре моделируются условия, отличные от условий деятельности в реальной действительности. В действительности человек осуществляет реальную деятельность с реальной ответственностью за ее результаты. Для ребенка игра предоставляет возможность выбора и принятия ответственности, что является для него самым значимым в игре. Феномен этого качества игры состоит в том, что для детей игра создает возможность смоделировать условия реальной действительности, а взрослым, напротив, дает возможность “уйти” от этих условий. 

Способ управления эмоциональным состоянием. Эмоции отражают степень удовлетворения потребностей человека. В то же время эмоциональные состояния могут быть созданы без непосредственного включения в деятельность. Игра является одним из наиболее эффективных способов управления эмоциональным состоянием. Благодаря своим значимым функциям в жизни человека игра является мощным средством воздействия на него.

Классификация игр

  • По содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные )
  • По форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги)
  • По месту проведения (на воздухе, в воде, в помещении)
  • По количеству участников (индивидуальные, командные)
  • По составу участников (возрастные, по половому признаку) 
  • По скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные)
  • По степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»)
  • По наличию реквизита (с реквизитом, без реквизита)
  • По уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные)

Порядок объяснения игры рекомендуется следующий:

  • Мотивация 
  • Название игры и краткая характеристика (например: в этой игре важна не только скорость бега, но еще больше наблюдательность, как у настоящего разведчика). 
  • Каковы роли играющих, их исходное положение. 
  • Ход игры и цели, к которым стремятся играющие. 
  • Чем заканчивается игра. 
  • Правила, которые в конце объяснения игры надо четко сформулировать, чтобы все их твердо запомнили.

При проведении игры опирайтесь на следующую схему:

  • Подготовительный этап игры.

Если для проведения игры Вам требуется дополнительные материалы, подготовьте их за ранее или помещение, договоритесь заранее. Пусть ребята займут исходные позиции для объявления правил игры.

  • Вводная по игре.

Расскажите о правилах игры. Старайтесь говорить четко, кратко, на языке понятным детям, уточните, что они поняли из правил.

  • Сама игра.

В процессе игры Вы можете участвовать или нет. Есть игры, в которых Ваше участие обязательно, например: если ребята разбиваются на пары и один ребенок остается без пары, то Вы должны принять участие в игре, чтобы ребенок не почувствовал себя вне коллектива и, наоборот, если пар хватило всем, то Вам следует не принимать участие в игре. Вы должны следить за исполнением всеми участниками иргы заданных правил, смотреть, как ребята общаются во время игры, чтоб не допустить грубость между участниками.

  • Итог игры.

Каждая игра должна иметь логическое завершение. Не забудьте одобрить и похвалить детей, особенно младший возраст. Если игра носит конкурсный характер, не забудьте поощрить всех участников (призы, грамоты, номинации и т.д.)