Командообразование

Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.

Группа неофициальная не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения.

Группа малая - насчитывает, как правило, от 2-4 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - груп­па контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность контактной группы оценивается числом 15.

 

Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция) референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной.

Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы, заимствованна из мира спорта, и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века.

Команду можно определить по ряду признаков, основными из которых являются следующие:

  • Она состоит из двух или более человек. 
  • Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей. 
  • Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов. 
  • Для команды характерны сложившиеся связи: как внутренние, так и внешние — то есть связи с другими командами и группами. 
  • Команда имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач. 
  • Команда периодически оценивает свою эффективность.

На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно слаженный коллектив.

Среди основных целей команды принято выделять:

  1. Прояснить и согласовать обязанности каждого (каждый знает, чем он занимается, чем занимается другой и за что несет ответственность)
  2. Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию как на внутрикомандном, так и на межкомандном уровнях (в команде развито межличностное общение, а также налажена эффективная работа)
  3. Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности (команда способна на самоанализ и последействие)
  4. Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач (нестандартное мышление)
  5. Задавать стандарты качества (выполнять все задания на определенном уровне, никогда не опускать ниже него, идти только выше)

Было бы наивно предположить, что любая группа людей сможет перерасти в эффективную команду. Возможность такая есть, и во многом она определяется не столько личностными особенностями каждого, сколько обладанием определенными навыками. Выделяют пять таких навыков:

  1. Навыки участия (в совместной деятельности)
  2. Навыки управления (планирование, организация, логистика и проведение встреч)
  3. Навыки продумывания процесса
  4. Навыки разрешения проблем
  5. Навыки представления результатов/презентаций

Несмотря на разнообразие видов команд и выполняемой ими деятельности, все же можно выделить несколько основных качеств, которые кажутся присущими большинству эффективных команд. Например,

  • Предназначение и ценности
  • Результативность
  • Оценка и признание
  • Дееспособность
  • Удовлетворение
  • Коллективизм
  • Творческий подход

Руководителям, начинающим процесс развития команд в организации, важно избавиться от некоторых стереотипов и заблуждений, которые представлены в таблице.

Встречающиеся стереотипы и заблуждения

Как реализуется в команде

Что необходимо сделать

В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка

Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели

Сформировать у сотрудников готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым вызовам во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего лидерам

В нашей команде не бывает конфликтов

Конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе

Научить членов команды правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия

В команде всегда высокая сплоченность

Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время присутствует и средний уровень конфликтности, основанный на различиях в индивидуальных особенностях участников, амбициозности и последовательности лидеров

Научить членов команды ориентироваться на задачу. Осознать и сформулировать единую философию. Изжить двойные стандарты, подрывающие уважение и доверие друг к другу

Лидеры — это те, кого считают «своими» в команде

Лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью

Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех руководителей, поскольку в нашей культурной среде малоэффективно без неформального авторитета

В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех

В условиях дефицита времени это невозможно. В первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать, полностью разделяют принятое решение и считают его своим

Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач. Сформировать доверие к лидерам-руководителям. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям

В команде решения принимаются большинством

Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Независимо от процедуры принятия решения (консенсус, большинством, меньшинством, на основе экспертного мнения, авторитарно), окончательное решение — решение лидера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру)

Научить членов команды активно участвовать в процессе принятия решения (создать процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как данность, как руководство к действию. Научить персонал навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров

В команде преобладает коллективная ответственность

Коллективная ответственность в команде основывается прежде всего на высокой личной ответственности в соответствии с требованиями стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку

Сформировать у членов команды навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур. Главное — научить соответствовать взятым на себя обязательствам

Лидеров назначают или выбирают

Лидеры появляются, прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.

Формировать резерв из людей-«победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих корпоративной философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью

Для команды наиболее важно сохранить целостность, состав

Если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи в соответствии с требованиями внешней среды (клиентов, конкурентов, государственных органов), требований корпоративной культуры

Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии с требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегические, а не удобные решения

Команду можно сформировать путем проведения корпоративного праздника, спортивных соревнований, туристического похода и т.п. неформальными мероприятиями

Неформальные мероприятия безусловно связаны с тимбилдингом, но вносят скорее добавочный вклад и особенно эффективны в случае встраивания их в единую систему процесса развития командных эффектов в организации. При проведении активных и экстремальных форм обучения навыкам командной работы наибольшая отдача и долгосрочное закрепление знаний и навыков достигается при совмещении и переплетении «теоретических» и «активных» форм

Формирование эффективной команды — это путь, полный возможностей для проявления лидерами, ориентированными на достижение самых амбициозных целей, своей управленческой воли. Необходимо поставить долгосрочную цель и спланировать процесс построения команды организации.

Сформировать команду возможно путем проведения краткосрочного курса обучения, например командного тренинга

Обучение технологиям формирования команды и командной работы используется для начала и дальнейшего повышения эффективности процесса командообразования в организации

Вместе с членами команды осознать существующие проблемы эффективности, определить, какие знания и умения были бы полезны для их решения, организовать обучение как один из этапов общего процесса развития командных эффектов в организации

Команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку. При работе команды уменьшается риск принятия ошибочного решения и опасность того, что в поле зрения не попадут некоторые важные факты. К работе команды вполне применима известная пословица: «Одна голова хорошо, а две — лучше».

Наряду с положительными чертами, работа командой имеет и отрицательные стороны. Работа командой, в отличие от обычной работы, может потребовать дополнительных затрат времени. Начальный период, когда члены команды притираются друг к другу, может быть довольно продолжительным. Определенное время требуется также для поиска соответствующей формы совместной работы.