Командообразование. Уровень 1
Группа - это общность людей, объединенных совместнойдеятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.
Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.
Сравнительные характеристики работы команд и групп
Группы |
|
Команды |
индивидуального вклада в работу |
Производительность зависит от… |
индивидуального и группового вклада |
индивидуальная |
Оценка результатов труда: |
индивидуальная и групповая |
достижении поставленных целей |
Члены заинтересованы в… |
формулировании и достижении целей |
целями, поставленными вышестоящими руководителями |
Работа определяется… |
общими целями и обязательствами |
Как происходит процесс создания команды?
Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых этапов. Т.к. создание команды — это определенный процесс, то он состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно организовать работу команд, ее создание должно пройти четыре стадии:
-
Подготовка
-
Создание рабочих условий
-
Формирование и построение команды
-
Содействие в работе
Стадия 1. Подготовка |
Стадия 2. Создание рабочих условий |
Стадия 3. Формирование и построение команды |
Стадия 4. Содействие в работе |
Решить, какую работу необходимо выполнить |
Решить, нужна ли команда для выполнения задания |
Решить, какую структуру управления должна иметь команда |
Определить цели команды |
Обеспечить команду всеми необходимыми материалами и оборудованием для выполнения работы |
Удостовериться, что команда состоит из людей, действительно необходимых для выполнения работы |
Установить границы: кто является, и кто не является членом команды |
Прийти к соглашению относительно процесса выполнения заданий |
Определить правила поведения, которые должны соблюдать все члены команды |
Вмешиваться для устранения проблем |
Пополнять команды материальными ресурсами |
Замещать тех, кто покинул команду |
Каждой стадии соответствуют свои принципы и цели. Создание команды должно проходить постепенно и последовательно.
Стереотипы и заблуждения.
Встречающиеся стереотипы и заблуждения |
Как реализуется в команде |
Что необходимо сделать |
В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка |
Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели |
Сформировать у сотрудников готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым вызовам во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего лидерам |
В нашей команде не бывает конфликтов |
Конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе |
Научить членов команды правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия |
В команде всегда высокая сплоченность |
Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время присутствует и средний уровень конфликтности, основанный на различиях в индивидуальных особенностях участников, амбициозности и последовательности лидеров |
Научить членов команды ориентироваться на задачу. Осознать и сформулировать единую философию. Изжить двойные стандарты, подрывающие уважение и доверие друг к другу |
Лидеры — это те, кого считают «своими» в команде |
Лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью |
Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех руководителей, поскольку в нашей культурной среде малоэффективно без неформального авторитета |
В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех |
В условиях дефицита времени это невозможно. В первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать, полностью разделяют принятое решение и считают его своим |
Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач. Сформировать доверие к лидерам-руководителям. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям |
В команде решения принимаются большинством |
Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Независимо от процедуры принятия решения (консенсус, большинством, меньшинством, на основе экспертного мнения, авторитарно), окончательное решение — решение лидера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру) |
Научить членов команды активно участвовать в процессе принятия решения (создать процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как данность, как руководство к действию. Научить персонал навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров |
В команде преобладает коллективная ответственность |
Коллективная ответственность в команде основывается прежде всего на высокой личной ответственности в соответствии с требованиями стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку
|
Сформировать у членов команды навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур. Главное — научить соответствовать взятым на себя обязательствам |
Лидеров назначают или выбирают |
Лидеры появляются, прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.
|
Формировать резерв из людей-«победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих корпоративной философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью |
Для команды наиболее важно сохранить целостность, состав |
Если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи в соответствии с требованиями внешней среды (клиентов, конкурентов, государственных органов), требований корпоративной культуры |
Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии с требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегические, а не удобные решения |
Команду можно сформировать путем проведения корпоративного праздника, спортивных соревнований, туристического похода и т.п. неформальными мероприятиями |
Неформальные мероприятия безусловно связаны с тимбилдингом, но вносят скорее добавочный вклад и особенно эффективны в случае встраивания их в единую систему процесса развития командных эффектов в организации. При проведении активных и экстремальных форм обучения навыкам командной работы наибольшая отдача и долгосрочное закрепление знаний и навыков достигается при совмещении и переплетении «теоретических» и «активных» форм |
Формирование эффективной команды — это путь, полный возможностей для проявления лидерами, ориентированными на достижение самых амбициозных целей, своей управленческой воли. Необходимо поставить долгосрочную цель и спланировать процесс построения команды организации. |
Сформировать команду возможно путем проведения краткосрочного курса обучения, например командного тренинга |
Обучение технологиям формирования команды и командной работы используется для начала и дальнейшего повышения эффективности процесса командообразования в организации |
Вместе с членами команды осознать существующие проблемы эффективности, определить, какие знания и умения были бы полезны для их решения, организовать обучение как один из этапов общего процесса развития командных эффектов в организации |
Команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку. При работе команды уменьшается риск принятия ошибочного решения и опасность того, что в поле зрения не попадут некоторые важные факты. К работе команды вполне применима известная пословица: «Одна голова хорошо, а две — лучше».
Наряду с положительными чертами, работа командой имеет и отрицательные стороны. Работа командой, в отличие от обычной работы, может потребовать дополнительных затрат времени. Начальный период, когда члены команды притираются друг к другу, может быть довольно продолжительным. Определенное время требуется также для поиска соответствующей формы совместной работы.