Исследования и прогнозирование
 Исследование – систематический сбор, обработка и анализ данных по разным аспектам деятельности с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию решений.
Цель исследований – создание информационно-аналитической базы, необходимой для принятия решений и тем самым снижение уровня неопределенности, связанного с ними.
Исследование (Большой Энциклопедический словарь) - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Критерии исследований
Исследования как правило характеризуются объективностью, воспроизводимостью, доказательностью.
Объективность – объективная реальность, характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).
Воспроизводимость – характеристика результатов испытаний, определяемая близостью результатов повторных испытаний объекта.
Доказательность – возможность доказать результаты исследований.
Зачем нам нужны исследования?
Как уже отмечалось выше, исследования нужны для того, чтобы собрать информацию, проанализировать её, что поможет снизить неопределенность при принятии решений.
Предлагаю вспомнить, какие решения вы принимали в последнее время самостоятельно? За последнюю неделю, месяц, год. Теперь давайте вспомним в принятии каких коллективных решений вы участвовали? За последнюю неделю, месяц, год.
А теперь давайте посмотрим на исследования шире. Их можно применять не только по отношению к себе, своей команде или организации. С помощью исследований, которые провели вы можно способствовать снижению неопределенности при принятии решений посёлка, муниципального района, города, области, региона и даже страны. Отчасти и для этой цели создаются различные конкурсы проектов. Предположим, вы и еще несколько коллег заподозрили, что существует некоторая проблема. Например, библиотеки в школах не пользуются особой популярностью и отнимают много финансовых ресурсов у школ. С помощью методов, которые мы рассмотрим дальше, вы проводите исследование, ваша гипотеза подтверждается (!) и тогда вы готовите проект, в котором доносите предложения по улучшению работы школьных библиотек. И вы не голословны, ваши слова подтверждены результатами исследований.
Таким образом исследования могут помочь решить не только личную проблему принятия решения, но и коллективную и общественную.
Виды исследований
| 
 Классификационный признак  | 
 Вид  | 
| 
 По количеству целей  | 
 Одноцелевые Многоцелевые  | 
| 
 По виду целей  | 
 Поисковые исследования Описательные исследования Каузальные исследования Прогнозное исследование  | 
| 
 По виду используемых источников  | 
 Полевое (первичное) исследование Кабинетное (вторичное) исследование  | 
| 
 По количеству интересов  | 
 Индивидуальное исследование Коллективное исследование  | 
| 
 По степени охвата проблемы  | 
 Полное исследование Частичное исследование  | 
| 
 По регулярности проведения  | 
 Однократное исследование Многоразовое исследование  | 
| 
 По направлению исследования  | 
 Исследование внешних переменных Исследование внутренних переменных  | 
| 
 По территориальному охвату  | 
 Районные исследования Городские исследования Региональные исследования Национальные исследования Международные исследования  | 
| 
 По характеру результата  | 
 Количественные исследования Качественные  | 
Прогнозные исследования
По виду целей выделяют четыре типа исследований: поисковые, описательные, каузальные и прогнозные. Поисковый тип исследования применяется, когда для решения изучаемой проблемы очень мало или совсем нет информации, на которую можно сослаться. Цель этого исследования — поиск путей, идей и информации. В центре внимания данного типа исследования находится, прежде всего, обретение понимания и осведомленности с изучаемого предмета для более глубокого изучения на более поздних стадиях.
Описательный тип исследования описывает явления, в том виде, как они существуют. Он используется в тех случаях, когда нужно получить информацию по отдельным характеристикам проблемы или вопроса. Например, нужно получить ответы на такие вопросы, как: Каков уровень пропусков по неуважительной причине на учебу в конкретной школе? Какие чувства испытывают ученики, подлежащие отчислению из школы?
Каузальное или причинно-следственное исследование является продолжением описательного исследования. Исследователь не только описывает, но и анализирует и объясняет, почему и как это произошло. Таким образом, аналитическое исследование ставит своей целью понимание явления, вскрывая и измеряя причинные связи и отношения в нем.
Прогнозный тип исследования, в отличие от каузального, не только объясняет, что происходит в конкретной ситуации, но и формирует прогнозы вероятности появления подобной ситуации в каком-то другом месте и времени. Прогнозное исследование преследует цель сделать обобщение на основании анализа и предупредить конкретное явление, опираясь на предполагаемые, общие связи.
Таким образом, решение проблемы в ходе конкретного изучения будет применимо к подобным проблемам в других местах, если только в ходе исследования были получены достоверные, надежные решения, основанные на четком понимании существенных связей и причин. Прогнозное исследование отвечает на вопросы «Как?», «Почему?», «Где?» для текущих событий и подобных им в будущем. Полезно такое исследование и в ситуациях, когда нужно ответить на вопрос «Что если?».
Выходит, чтобы составить прогноз необходимо собрать информацию, описать событие или явление при её помощи и установить причинно-следственные связи. То есть скомбинировать все 4 вида исследований в одном.
Изучение и применение методов
Ни одно исследование невозможно провести без информации. Информация – это факты, сведения, слухи, цифры и другие данные, необходимые для анализа.
Информация может быть первичной и вторичной. Первичные данные – получают из первых уст, в результате полевых исследований, для целей конкретного исследования. Вторичные данные – получают в результате кабинетных исследований из внешних источников, они были ранее собраны для других целей, а мы их используем для своих.
Сегодня мы будем рассматривать методы исследований, подразумевающие использование первичной информации.
Метод №1 – Опрос
Это самый распространенный метод. Он предназначен для выяснения знаний, взглядов, предпочтений респондентов (так называют опрашиваемых людей) и для многого другого. Чем больше человек опрошено, тем достовернее результаты исследования.
Опросы бывают стандартизованные и нестандартизованные, массовые и специализированные, разовые и повторные, сплошные и выборные, устные и письменные, личные и неличные.
Составление анкет
1. Введение. Главная задача – убедить респондента принять участие в опросе. Указывается цель опроса и практическая выгода респондента от участия.
2. Основная часть
3. Реквизитная часть – содержит информацию о респондентах (возраст, пол, доходы, хобби и т.п.)
Классификация вопросов
| 
 По содержанию  | 
 - вопросы о фактах - вопросы об осведомленности - о поведении - об отношениях и установках - о мотивах - о намерениях  | 
| 
 По форме ответа  | 
 - открытые - полуоткрытые - закрытые  | 
| 
 По форме представления вопроса  | 
 - в виде текста - графические - анимационные - мнемонические  | 
| 
 По форме  | 
 - прямой - косвенный  | 
| 
 По выполняемой функции  | 
 - функционально – психологические вопросы - контрольные - фильтрующие - уточняющие  | 
Технология формулирования вопросов:
1. Фокус на одной проблеме или теме
2. Краткость
3. Использование повседневного языка респондента
4. Нейтральная тональность вопросов
5. Включение в закрытые вопросы максимального количества возможных ответов
6. Изложение вопросов в определенной логической последовательности
При проведении опроса на улице длительность ответов не должна превышать трех минут. При проведении дома без вознаграждения – не более пяти минут. При проведении дома с вознаграждением – не более 15 минут.
Перед массовым запуском анкеты проводится пилотажное тестирование. Оно проводится на малой выборке (5% от запланированной) и в его задачи входит:
- 
Выявить выдержаны ли требования к языку респондентов
 - 
Все ли вопросы и варианты ответов понятны
 - 
Понятны ли единицы измерения в анкете
 - 
Нет ли опасности получения стереотипных ответов на вопросы
 - 
Компетентны ли респонденты для ответов на эти вопросы
 - 
Нет ли опасения вызвать недоверие или отрицательные эмоции
 
Формы сбора данных
1. Шкала лайкерта
5 интервалов определяют степень согласия респондента (абсолютно не согласен, не согласен, нейтрален, согласен, абсолютно согласен).
Применяется, когда на измеряемый объект влияет множество факторов одновременно, которые сложно разделить на составляющие. Шкала состоит из ряда утверждений. При помощи этой шкалы качественные характеристики переводят в баллы.
2. Шкала семантического дифференциала
Представлена в виде семи интервалов между противоположными утверждениями. Используется ряд утверждений. Баллы выставлены от 1 до 7. Пример (низкое качество, высокое качество).
3. Мнемоническая шкала.
Состоит из оценочных суждений (Нет, скорее нет, чем да, не знаю, скорее да, чем нет, да) или (Плохо, скорее плохо, чем хорошо, затрудняюсь ответить, скорее хорошо, чем плохо, хорошо). Цель – выявить отношение к исследуемому объекту.
Метод №2 – Наблюдение
Метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены с помощью органов чувств.
Этапы проведения наблюдения:
1. Определение целы, постановка задач
2. Установления объекта и предмета наблюдения
3. Получение доступа к исследуемой среде
4. Выбор способа наблюдения и разработка процедуры сбора материалов
5. Проведение наблюдений, сбор данных, накопление информации
6. Фиксация результатов наблюдения
7. Составление отчета о наблюдении
Метод №3 – Проекционные методы
Позволяют поместить респондентов в определенные имитируемые ситуации с целью получения информации о себе, которую невозможно получить при проведении прямого опроса.
Словесная ассоциация – заключается в прочтении слов респонденту, в ответ на которые он должен произносить первое пришедшее ему на ум слово.
Незаконченное предложение – респондентам предоставляются незаконченные предложения и они должны их завершить.
Апперцепционный тест – участникам демонстрируют определенные иллюстрации (фото, рисунок), изображающий людей, находящихся в какой-то ситуации, решающих какие-то проблемы и просят их описать реакцию на происходящее.
Разыгрывание ролей – метод, с помощью которого исследуется скрытая реакция человека на предлагаемую роль.
