Самопознание

Профориентация. Как это было в школе: проводим тест, получаем категорию типа "человек-человек", а потом психолог советует в какую сферу мне податься и куда поступать. А потом возникает стереотип мол, что поступил на юриста значит будешь работать юристом. Между тем в той же юриспруденции есть огромное количество сфер, которые подойдут и другим типам людей вроде "человека-знака" и "человека-природы".

Такой подход в корне неверен: мы задаем обстоятельства в виде определенного количества типов личностей и специальностей, которые предлагают вузы и колледжи и практически не думая о том, чем человеку вообще нравится заниматься, в чем хотелось бы совершенствоваться и какие специалисты понадобятся в будущем.

 

Цель учебной программы заключается в формировании представления о занятиях, которые нравятся каждому из нас лично, основываясь на двух вещах: актуальности в будущем и наших интересах.

Кстати, почему моя учебная программа называется самопознание? Давайте представим в виде диаграммы время взрослого человека, которое он тратит на различные вещи в течении дня: общение с друзьями, на семью, на какие-то другие вещи и на работу. Очевидно, что для большинства работа (я предлагаю называть это просто делом) занимает большую часть времени. Притом, если человек занимается "своим делом", это практически гарантирует ему некоторый уровень удовлетворения своей жизнью, а также, при особо направленных усилиях, приносит неплохой доход. Давайте не будем себе врать: удовольствие и доход от нашей работы значат довольно много. Конечно, никакой официальной статистики об этом нет, но принято считать, что около 4% от всех жителей нашей планеты занимаются "своим" делом и имеют с него доход. Я предлагаю вам стать этим исключением.

Как же войти в эти 4%? По большому счету, людей, которые занимаются своим делом, можно назвать в какой-то степени познавшими себя, ведь они занимаются делом, которое нравится именно им. Так называемое "дело" являются довольно большой частью самопознания, поэтому я предлагаю сосредоточиться именно на нем.

Чтобы двигаться дальше, я предлагаю все-таки точно понять, что такое самопознание. Во-первых, это процесс: самопознание нельзя когда-то начать, а потом завершить. Он происходит постоянно. Мы пробуем себя в новой социальной роли - это самопознание, мы пробуем новый вид мороженного - это тоже самопознание. Во-вторых, самопознание бесконечно. Оно закончится только тогда, когда закончится ваша жизнь. И в-третьих, самопознание есть действие. Нельзя познать себя, сидя на диване и размышляя о своей сущности. Самопознание не самокопание. Познать себя можно только в действии, только пробуя заниматься чем-то новым.

Пробовать. Хочу повторить это еще раз. Главное - пробовать. И понимать насколько тебе нравится этим заниматься.

 

Ключевая компетенция

Ключевая компетенция - это одно из основных понятий, с которым мы будем работать. Попробую объяснить, что оно означает. Итак, ключевая компетенция - занятие, которое конкретный человек делает лучше всего и оно ему нравится. Он хочет совершенствоваться в этом, он хочет быть лучшим в этом, видит в этом смысл, хотел бы этим заниматься до конца жизни.

Что дает наличие ключевая компетенция? Первое и основное - конкурентное преимущество. Если вы хотите совершенствоваться в этом и заниматься этим еще долго, то рано или поздно вы станете лучшим. Скорее всего (и это очень круто) вам сразу будет хотеться быть первым.

Такая характеристика ключевой компетенции дает нам представление о том, какой она должна быть. Она должна быть узкой и конкретной. Приведу пример. Если ваша КК - создание сайтов, то это очень широко и стать лучшим в этом практически невозможно. А если вы, например, занимаетесь написанием текстов для руководителей крупных с/х предприятий и делаете это хорошо, то у вас довольно большие шансы стать лучшим в этом. Объясню, как это работает. Например, если я как раз руководитель с/х предприятия и мне нужен текст для выступления, я, скорее всего, обращусь к вам. И вопрос вашего успеха заключается лишь в том, насколько много таких руководителей.

К чему все это? Вам осталось около 4-7 лет до того момента, как вам нужно будет становиться взрослым и определяться, чем вам хотелось бы заниматься. Так может не стоит терять времени и определиться (то есть познать себя) уже сейчас? Это может быть весело.

Возможно, вы не найдете свою ключевую компетенцию даже через год и даже через 5 лет. Но попытки нужны.


Упражнение "20 целей"

Необходимо написать 20 целей на предстоящие 3 года. Дается 10 минут. Пишем, все что желаем. Мы их не ставим, а просто пишем 20 целей на 3 года. После того, как все написали: нужно сказать о том, что у нас есть всего один год, чтобы осуществить все наши жизненные цели. Нужно отобрать 10 целей. После этого, нужно сказать, что у нас остался месяц и отобрать 3 цели. Необходимо проанализировать их и понять, что достижение этих целей является нашей сущностью, является важным для познания себя.

 

Профессии

Я только прочитаю небольшой список профессий, которые в ближайшие 2 года станут очень нужны: инженер климата, дендролог, инженер транспортного планирования, продюсер социальных игр, медиатор, проектировщик 3d-моделей, фандрайзер, цифровой криминалист, личный финансовый советник, роботостроитель, редактор интерактивных книг для ipad, биоинформатик. Эти профессии нужны и пользуются спросом уже сегодня, а большинство, наверное, до сих пор уверены, что профессии это юрист и экономист.

Я бы хотел, чтобы вы закрепили у себя в голове: список занятий, которыми вы можете заниматься значительно больше, чем предлагают вузы, говорят ваши родители, друзья и учителя.

 

Метод поиска ниши

Нужно отвечать на каждый вопрос письменно в течении 30 секунд, не задумываясь и писать как минимум 5 элементов.

  • области, которые в принципе интересны
  • занятия, которые интересны
  • какие процессы зажигают в бизнесе
  • о чем спрашивают вашего совета
  • от чего (вообще в жизни) вы получаете удовольствие
  • о чем вы знаете больше, чем среднестатистический человек
  • 3 сферы, которые вам наиболее интересны
  • посмотрите все, что написали, выберите одну сферу

Попытайтесь сделать какой-то шаг в этой сфере. Сделайте этот маленький шаг уже сегодня. Подумайте, каким он должен быть. Подумайте и запишите его.

 

Метод поиска рандомного занятия

Нужно встать. Ходить всем в случайном порядке. Затем разделиться на пары с незнакомыми вам людьми. Познакомиться и поделиться друг с другом одним из любимых занятий, которое может стать ключевой компетенцией и не знакомо тому, кому говорят. Разбиваься на пары нужно 3 раза. В итоге у каждого участника остается по 3 новых идеи для занятия. Необходимо написать к каждому из них по 1 шагу, а затем выбрать один шаг к одному занятию. Это будет вторым и последним заданием для 1 дня.

 

Шаги

Вот мы с вами и сделали первые шаги по направлению к нашей будущей ключевой компетенции. Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с обобщенным чек-листом, который стоит использовать, когда вы начинаете делать что-то новое.

  • узнали о чем-то новом для себя -> сделали любой шаг в эту сторону
  • прочитайте статью в википедии или сходите на экскурсию
  • найдите людей/сообщества, где интересна эта же тематика
  • выделите себе некоторое время, которое полностью заполнит ваше новое увлечение
  • начните с маленьких проектов (возможно, просто делаю по инструкции)
  • найдите возможность поучиться этому более основательно (школы, онлайн-курсы, книги, статьи)
  • общайтесь, общайтесь, общайтесь с единомышленниками
  • создайте свой источник колодцев, чтобы черпать новую информацию по теме
  • сделайте (если это возможно) свой небольшой проект для кого-то на заказ или конкретно займитесь этим

 

Колодцы

Думаю, с тем, как определить то, что нравится - более-менее понятно. Нужно пробовать и анализировать, что нравится, в чем хотелось бы совершенствоваться. Пробовать.

 

А что же делать с актуальностью в будущем? Здесь тоже нет ничего сложного. Достаточно черпать. Мне нравится этот глагол. Он означает, что у нас должен быть источник (колодец) и мы должны постепенно черпать себе информацию и вдохновение. А еще вода из этого колодца освежает и придает силы. Черпать стоит из серьезных источником, к коим не относятся никакие СМИ. Как правило, им плевать насколько полезна вам информация, которую они дают. У меня есть небольшой личный список источников-колодцем, с которого предлагаю начать и вам, постепенно находя еще и еще.

 

Список колодцев:

  • hopesandfears
  • фильмы bbs и discovery
  • телеканал наука 2.0
  • ted.com
  • этот блин физик
  • фантасика
  • концепты будущего
  • дуров
  • книжки про науку
  • ведомости
  • хабр

Книжки:

  • яна франк
  • rework
  • энциклопедия относительного и абсолютного знания

Лучшая и конечная цель колодцев - стать тематическими колодцами. То есть стать информацией только по теме.

 

Метод соединения точек

Кстати, возникает такой вопрос: а если я, например, буду заниматься то тем, то другим? Это не страшно по двум причинам.

1. Знания, навыки и умения, которые вы получите можно будет применить в другой сфере.

2. Дела, которые вы увлекались могут вылиться в одно что-то большое и хорошее.

Второй пункт очень хорошо пояснить с помощью метода соединения точек, о котором в свое время говорил Стив Джобс.

Джобс занимался каллиграфией, электроникой и дизайном. Это точки. Эти точки соединились в одно большое дело: компанию Эппл. Знал ли Джобс, что его точки соединяться. Наверняка - нет. Вот и мы не можем знать, соединяться ли наши точки-увлечения в что-то большое и хорошое, но вероятность есть. Дак почему же ей не воспользоваться?

 

Обучение (как и где)

Для того, чтобы стать успешным и приобрести свою личную КК нужно учиться. Но учиться нужно параллельно с практикой. Время сейчас такое, что если ты будешь 6 лет обучаться, то, скорее всего, на выходе ты уже будешь не востребован.

Во Франции ресторанных шеф-поваров обучают по следующей схеме каждую неделю: 5 дней практики, 1 день теории и 1 день отдыха. Мне очень нравится этот принцип. Рекомендую вам его применить.

А где учиться? Два главных источника: это оффлайн (вузы, колледжи, курсы и прочее) и онлайн (курсы). Не всегда можно найти качественное в оффлайне (но искать нужно, потому как там единомышленники!)

 

Понятие ключевой характеристики

Вот теперь и только теперь мы перейдем ко второму вопросу самопознания: какой я? Ключевая характеристика - то качество (визуальное, поведенческое), которое уже есть, но его хочется развивать.

Мы можем не обладать этой характеристикой в полной мере, но мы можем притвориться. Притвориться, чтобы стать. Нужно начать рассказывать о нем, притвориться, что ты им обладаешь, читать о нем, говорить о нем. И ты постепенно станешь его счастливым обладателем.

 

Метод определения КХ

Нужно отвечать на каждый вопрос письменно в течении 30 секунд, не задумываясь.

  • каким вас называют? (5 качеств)
  • каким вы бы себя назвали (5 качеств)
  • выберите 2 качества

 

Использование КХ (труби в трубу)

Итак, кому/куда/как культивировать, рассказывать о своем качестве (кстати, прямо не стоит и старайтесь никому не навредить!). Будем называть их трубами (музыкальный инструмент):

  • когда пишешь посты в соцсетях
  • в отрядной работе
  • в общении с конкретным человеком
  • перед зеркалом
  • в своем внешнем виде
  • в своих проектах
  • в своей манере

 

Окружение

  • заметили, что в разных местах вы ведете себя по-разному?
  • окружение развивает
  • какие люди вам нравятся?
  • приведите примеры
  • окружение необходимо формировать сознательно

 

Мир изменился. Теперь нам нужно учиться быстро, становиться специалистом в узкой сфере (с помощью ключевой компетенции). Этого хотят все, но добьются единицы. Станьте исключением.