Учимся учить
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего вы хотите добиться; затем установления средства - что поможет вам в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
В процессе изучения темы «Формы организации процесса обучения» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Интересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:
Лекция-монолог | 5% |
Чтение (самостоятельное) | 10% |
Аудио-видеообучение | 20% |
Показ (демонстрация) | 30% |
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) | 50% |
Практика в процессе деятельности | 75% |
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) | 90% |
Методы обучения
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод обучения
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод обучения
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод обучения
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Нестандартные занятия
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
Нетрадиционные формы урока:
ролевые игры; |
урок-путешествие; |
урок-спектакль; |
круглый стол или конференция; |
исполнение сказочного сюжета; |
урок-состязание; |
смотр знаний; |
пресс-конференция; |
урок фантазирования; |
урок взаимообучения; |
урок-игра; |
урок открытых мыслей; |
деловая игра; |
урок-восхождение; |
урок-зачет; |
урок-соревнование; |
урок взаимообучения; |
урок-диалог; |
урок-КВН; |
мозговая атака; |
урок-викторина; |
урок-брифинг; |
игра «Следствие ведут знатоки»; |
актуальное интервью; |
аукцион знаний; |
имитационно-ролевое моделирование; |
урок-диспут; |
моделирование мышления учащихся; |
урок-турнир; |
ролевая деловая игра; |
урок-эврика; |
урок-лекция: |
игра «Волшебный конверт»; |
межпредметный интегрированный урок; |
урок-конкурс; |
лекция вдвоем; |
урок творчества; |
математический хоккей; |
лекция-провокация; |
лекция-диалог |
лекция-конференция; |
|
Алгоритм организации занятия
-
Аудитория
-
Самоподготовка
-
Технические средства, место
-
Методы.