Командообразование. Уровень 1

Команда – небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность. (М. Армстронг)

 

Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых этапов. Т.к. создание команды — это определенный процесс, то он состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно организовать работу команд, ее создание должно пройти четыре стадии:

1.  Подготовка

2.  Создание рабочих условий

3.  Формирование и построение команды

4.  Содействие в работе

 

Стадия 1. Подготовка

Стадия 2.

Создание рабочих условий

Стадия 3. Формирование и построение команды

Стадия 4. Содействие в работе

Решить, какую работу необходимо выполнить

Решить, нужна ли команда для выполнения задания

Решить, какую структуру управления должна иметь команда

Определить цели команды

Обеспечить команду всеми необходимыми материалами и оборудованием для выполнения работы

Удостовериться, что команда состоит из людей, действительно необходимых для выполнения работы

Установить границы: кто является, и кто не является членом команды

Прийти к соглашению относительно процесса выполнения заданий

Определить правила поведения, которые должны соблюдать все члены команды

Вмешиваться для устранения проблем

Пополнять команды материальными ресурсами

Замещать тех, кто покинул команду

Каждой стадии соответствуют свои принципы и цели. Создание команды должно проходить постепенно и последовательно.

Стереотипы и заблуждения.

Весьма распространены бывают и некоторые стереотипы и заблуждения при работе в команде. Ниже перечислены некоторые из них.

Встречающиеся стереотипы и заблуждения

Как реализуется в команде

Что необходимо сделать

В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка

Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели

Сформировать у сотрудников готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым вызовам во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего лидерам

В нашей команде не бывает конфликтов

Конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе

Научить членов команды правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия

В команде всегда высокая сплоченность

Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время присутствует и средний уровень конфликтности, основанный на различиях в индивидуальных особенностях участников, амбициозности и последовательности лидеров

Научить членов команды ориентироваться на задачу. Осознать и сформулировать единую философию. Изжить двойные стандарты, подрывающие уважение и доверие друг к другу

Лидеры — это те, кого считают «своими» в команде

Лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью

Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех руководителей, поскольку в нашей культурной среде малоэффективно без неформального авторитета

В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех

В условиях дефицита времени это невозможно. В первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать, полностью разделяют принятое решение и считают его своим

Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач. Сформировать доверие к лидерам-руководителям. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям

В команде решения принимаются большинством

Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Независимо от процедуры принятия решения (консенсус, большинством, меньшинством, на основе экспертного мнения, авторитарно), окончательное решение — решение лидера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру)

Научить членов команды активно участвовать в процессе принятия решения (создать процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как данность, как руководство к действию. Научить персонал навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров

В команде преобладает коллективная ответственность

Коллективная ответственность в команде основывается прежде всего на высокой личной ответственности в соответствии с требованиями стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку

 

Сформировать у членов команды навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур. Главное — научить соответствовать взятым на себя обязательствам

Лидеров назначают или выбирают

Лидеры появляются, прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.

 

Формировать резерв из людей-«победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих корпоративной философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью

Для команды наиболее важно сохранить целостность, состав

Если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи в соответствии с требованиями внешней среды (клиентов, конкурентов, государственных органов), требований корпоративной культуры

Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии с требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегические, а не удобные решения

Команду можно сформировать путем проведения корпоративного праздника, спортивных соревнований, туристического похода и т.п. неформальными мероприятиями

Неформальные мероприятия безусловно связаны с тимбилдингом, но вносят скорее добавочный вклад и особенно эффективны в случае встраивания их в единую систему процесса развития командных эффектов в организации. При проведении активных и экстремальных форм обучения навыкам командной работы наибольшая отдача и долгосрочное закрепление знаний и навыков достигается при совмещении и переплетении «теоретических» и «активных» форм

Формирование эффективной команды — это путь, полный возможностей для проявления лидерами, ориентированными на достижение самых амбициозных целей, своей управленческой воли. Необходимо поставить долгосрочную цель и спланировать процесс построения команды организации.

Сформировать команду возможно путем проведения краткосрочного курса обучения, например командного тренинга

Обучение технологиям формирования команды и командной работы используется для начала и дальнейшего повышения эффективности процесса командообразования в организации

Вместе с членами команды осознать существующие проблемы эффективности, определить, какие знания и умения были бы полезны для их решения, организовать обучение как один из этапов общего процесса развития командных эффектов в организации

Как вы понимаете слово «лидер»?

Лидер – тот, кто идет первым, занимает ведущее положение в какой-либо работе.

Лидер – ведущий руководитель, идущий впереди; человек, пользующийся авторитетом и уважением.

Лидер – тип руководителя, который

  • Умеет общаться с людьми;

  • Способен оценить потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала;

Лидер – член группы, за которым остается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе.

Итак, ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) - человек в какой-либо группе (организации),способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

 

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

  • Лидер-организатор – главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует для достижения поставленных перед организацией целей. Он оптимистичен и уверен в завтрашнем дне, умеет убеждать своих подчиненных, не задевает достоинства своих сотрудников и в результате таких отношений к работникам, они стараются работать лучше с каждым днем.
  • Лидер-творец – привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и опасными, не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить работу так, что заинтересует и привлечет людей.
  • Лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек, первым идет на встречу опасности и неизвестности, без колебаний вступает в борьбу, не склонен к уступкам. Однако, ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия. Безумство храбрых – его стиль работы.
  • Лидер-дипломат – опирается на превосходные знания ситуации и ее скрытых деталей, хорошо знает на кого и как можно повлиять.
  • Лидер-утешитель – к нему тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относящихся к нему доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

 

По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют следующие типы лидеров:

  • деловое лидерство – характерно для формальных групп и предназначено для решения производственных задач;
  • эмоциональное – возникает в неформальных группах на основе человеческих симпатий;
  • информационное (мозг группы) – решает все вопросы, связанные с разработкой и реализацией управленческих решений.

 

Приведём примеры упражнения на выявление лидера.

«Вот он, я»

Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно.

Упражнение проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.

 

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в шеренгу, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1, любое число.

Как проявляли себя лидеры и кто это был?