Командообразование. Уровень 1
Команда – небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность. (М. Армстронг)
Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых этапов. Т.к. создание команды — это определенный процесс, то он состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно организовать работу команд, ее создание должно пройти четыре стадии:
1. Подготовка
2. Создание рабочих условий
3. Формирование и построение команды
4. Содействие в работе
Стадия 1. Подготовка |
Стадия 2. Создание рабочих условий |
Стадия 3. Формирование и построение команды |
Стадия 4. Содействие в работе |
Решить, какую работу необходимо выполнить |
Решить, нужна ли команда для выполнения задания |
Решить, какую структуру управления должна иметь команда |
Определить цели команды |
Обеспечить команду всеми необходимыми материалами и оборудованием для выполнения работы |
Удостовериться, что команда состоит из людей, действительно необходимых для выполнения работы |
Установить границы: кто является, и кто не является членом команды |
Прийти к соглашению относительно процесса выполнения заданий |
Определить правила поведения, которые должны соблюдать все члены команды |
Вмешиваться для устранения проблем |
Пополнять команды материальными ресурсами |
Замещать тех, кто покинул команду |
Каждой стадии соответствуют свои принципы и цели. Создание команды должно проходить постепенно и последовательно.
Стереотипы и заблуждения.
Весьма распространены бывают и некоторые стереотипы и заблуждения при работе в команде. Ниже перечислены некоторые из них.
Встречающиеся стереотипы и заблуждения |
Как реализуется в команде |
Что необходимо сделать |
В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка |
Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели |
Сформировать у сотрудников готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым вызовам во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего лидерам |
В нашей команде не бывает конфликтов |
Конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе |
Научить членов команды правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия |
В команде всегда высокая сплоченность |
Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время присутствует и средний уровень конфликтности, основанный на различиях в индивидуальных особенностях участников, амбициозности и последовательности лидеров |
Научить членов команды ориентироваться на задачу. Осознать и сформулировать единую философию. Изжить двойные стандарты, подрывающие уважение и доверие друг к другу |
Лидеры — это те, кого считают «своими» в команде |
Лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью |
Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех руководителей, поскольку в нашей культурной среде малоэффективно без неформального авторитета |
В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех |
В условиях дефицита времени это невозможно. В первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать, полностью разделяют принятое решение и считают его своим |
Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач. Сформировать доверие к лидерам-руководителям. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям |
В команде решения принимаются большинством |
Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Независимо от процедуры принятия решения (консенсус, большинством, меньшинством, на основе экспертного мнения, авторитарно), окончательное решение — решение лидера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру) |
Научить членов команды активно участвовать в процессе принятия решения (создать процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как данность, как руководство к действию. Научить персонал навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров |
В команде преобладает коллективная ответственность |
Коллективная ответственность в команде основывается прежде всего на высокой личной ответственности в соответствии с требованиями стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку
|
Сформировать у членов команды навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур. Главное — научить соответствовать взятым на себя обязательствам |
Лидеров назначают или выбирают |
Лидеры появляются, прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.
|
Формировать резерв из людей-«победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих корпоративной философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью |
Для команды наиболее важно сохранить целостность, состав |
Если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи в соответствии с требованиями внешней среды (клиентов, конкурентов, государственных органов), требований корпоративной культуры |
Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии с требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегические, а не удобные решения |
Команду можно сформировать путем проведения корпоративного праздника, спортивных соревнований, туристического похода и т.п. неформальными мероприятиями |
Неформальные мероприятия безусловно связаны с тимбилдингом, но вносят скорее добавочный вклад и особенно эффективны в случае встраивания их в единую систему процесса развития командных эффектов в организации. При проведении активных и экстремальных форм обучения навыкам командной работы наибольшая отдача и долгосрочное закрепление знаний и навыков достигается при совмещении и переплетении «теоретических» и «активных» форм |
Формирование эффективной команды — это путь, полный возможностей для проявления лидерами, ориентированными на достижение самых амбициозных целей, своей управленческой воли. Необходимо поставить долгосрочную цель и спланировать процесс построения команды организации. |
Сформировать команду возможно путем проведения краткосрочного курса обучения, например командного тренинга |
Обучение технологиям формирования команды и командной работы используется для начала и дальнейшего повышения эффективности процесса командообразования в организации |
Вместе с членами команды осознать существующие проблемы эффективности, определить, какие знания и умения были бы полезны для их решения, организовать обучение как один из этапов общего процесса развития командных эффектов в организации |
Как вы понимаете слово «лидер»?
Лидер – тот, кто идет первым, занимает ведущее положение в какой-либо работе.
Лидер – ведущий руководитель, идущий впереди; человек, пользующийся авторитетом и уважением.
Лидер – тип руководителя, который
-
Умеет общаться с людьми;
-
Способен оценить потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала;
Лидер – член группы, за которым остается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе.
Итак, ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) - человек в какой-либо группе (организации),способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится "выложиться" для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.
В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:
- Лидер-организатор – главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует для достижения поставленных перед организацией целей. Он оптимистичен и уверен в завтрашнем дне, умеет убеждать своих подчиненных, не задевает достоинства своих сотрудников и в результате таких отношений к работникам, они стараются работать лучше с каждым днем.
- Лидер-творец – привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и опасными, не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить работу так, что заинтересует и привлечет людей.
- Лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек, первым идет на встречу опасности и неизвестности, без колебаний вступает в борьбу, не склонен к уступкам. Однако, ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия. Безумство храбрых – его стиль работы.
- Лидер-дипломат – опирается на превосходные знания ситуации и ее скрытых деталей, хорошо знает на кого и как можно повлиять.
- Лидер-утешитель – к нему тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относящихся к нему доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют следующие типы лидеров:
- деловое лидерство – характерно для формальных групп и предназначено для решения производственных задач;
- эмоциональное – возникает в неформальных группах на основе человеческих симпатий;
- информационное (мозг группы) – решает все вопросы, связанные с разработкой и реализацией управленческих решений.
Приведём примеры упражнения на выявление лидера.
«Вот он, я»
Каждому участнику дается 3-5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно.
Упражнение проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.
«Сделай шаг вперед»
Ребята становятся в шеренгу, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1, любое число.
Как проявляли себя лидеры и кто это был?