Публичные выступления (конспект)

Цель выступления:

  • Информировать
  • Конференция
  • Быть услышанным
  • Призыв к действию
  • Реклама
  • Изменения
  • Хорошая социальная реклама

Составляющие выступления:

I. Техника речи

  • Артикуляция
  • Интонация+мимика
  • Темп, ритм и скорость речи
  • Тембр
  • Слова-паразиты

II. Форма

  • Внешний вид
  • Поза
  • Жесты
  • Передвижения

III. Эмоции

Эмоциональные уровни выступления (0-отсутствие жизни, 3-сон, 5-тихая спокойная речь, 8-эмоциональная речь, 10-максимальный всплеск, митинг)

Упражнение «Стул»

Участники по очереди встают на табуретку, чтобы оказаться выше остальных и на максимальной энергии, крича, зачитывают 2-4 строчки стихотворения, песни, девиза.
Предназначено для выхода ребят за пределы привычных рамок, после чего работать на высоких уровнях энергии участникам становится легче.

IV. Взгляд

Как и куда смотреть во время выступления? какие варианты могут быть для разных аудиторий?

Упражнение «Взгляд»

Все участники разбиваются на пары и в течении минуты смотрят друг другу в глаза. После первого круга пары меняются и все повторяется. После этого обсуждаются итоги. Упражнение направлено улучшение работы оратора с аудиторией.

Пять вопросов - пять ответов.

1. О чем?

Вопрос темы будущей речи, себя нужно ограничить рамками темы. Чем тема уже, тем проще выступать. Всегда лучше сказать меньше, но доходчивее.

2. Что?

На вопрос «Что я хочу сказать слушателям?» нужно ответить одним предложением. Важно сформулировать главную мысль, из которой вырастет все выступление. Сформулируйте ее просто и понятно для самого себя.

3. Зачем?

Цель должна быть реализована не во мне («Я хочу понравиться»), не в самом процессе («Я хочу рассказать о…»), а в слушателях. Правильно поставленная цель показывает результат, которого я хочу добиться своей речью. Такого рода цель можно сформулировать «Я хочу, чтобы…»

4. Кому?

Несмотря на то, что настоящее понимание аудитории приходит уже во время работы, предварительная оценка будущей аудитории необходима.

  • Чтобы знать, насколько людям может быть интересно то, что вы собираетесь сказать, и при необходимости внести изменения в содержание речи.
  • Чтобы понять каким языком это говорить
  • Чтобы не допустить агрессии, скуки, непонимания, которые возникают, когда не учитываются барьеры восприятия - разница в возрасте, положении, опыте, культуре

Общая характеристика аудитории, Уровень мотивации, Уровень подготовки слушателей

5. Где?

  • Площадь зала
  • Форма зала
  • Схема рассадки
  • Мебель и предметы в зале
  • Источники освещения
  • Акустика
  • Технические средства
  • Климат
  • Регламент, перерывы
  • Что будет происходить до вашего выступления и после

Композиция речи

I. Сравнение

Хорошо работает, когда нужно выявить преимущества продукта или услуги. Реклама про «наш» и «обычный» стиральный порошок.

Сравнивать можно, как находя общее между предметами, событиями, действиями, так и противоположное. Сопоставление - противопоставление. Второй способ ярче, т.к. в нем есть конфликт.

Ошибки:

  • Один предмет описывают тщательно, а второй лишь мельком.
  • Сравнение происходит по множеству критериев, хотя достаточно было бы выбрать 3-4 самых существенных
  • Не называются конкретных цифр и фактов, обходясь лишь оценочные прилагательные- лучший, единственный и т.д.

II. Целое и части

Модель хороша, когда нужно, чтобы аудитория получила четкое структурированное представление о предмете, также ее стоит использовать, когда объект важно представить как часть некоего целого, показав его место в общей структуре.

Демонстрируя структуру по частям, в конце речи необходимо вернуться к целому, чтобы не оставить слушателя потерявшим общее видение.

Ошибки:

  • Части оказываются неравноценными, между ними отсутствует связь
  • Забывают «закольцевать» речь. в финале необходимо вернуться к общей картине

III. Тезис и аргумент

Используется для того, чтобы убедить кого-либо в чем-либо.

Ошибки:

  • Невнятно сформулированный тезис - вы сами не понимаете, в чем хотите убедить оппонентов
  • Отсутствие аргументов - тезис доказывается склонением на разные лады самого себя. «Земля плоская, потому что не круглая»
  • Отход от тезиса
  • Слабые аргументы, не основанные на фактах

IV. Проблема и решение

Полезна, когда необходима работать с людьми, принимающими решения.

Сначала нужно описать проблему - описать точно и образно, не жалея красок и примеров, но и не перебарщивая, а потом предложить одно, два, три возможных решения.

Ошибки:

  • Проблема лишь обозначается
  • Предлагаются заведомо слабые решения, не соответствующие значению проблемы
  • Не структурируют материал, путают одно решение с другим

V. Причина и следствие

К этой модели мы прибегаем, когда надо разобраться, почему получилось так, а не иначе и что привело нас к данному результату.

Бывает в двух вариантах:

  • Цепная - когда причина А, порождает следствие Б, которое становится причиной для следствия В и т.д.
  • Веерная - одна причина порождает сразу несколько следствий и наоборот, несколько причин приводят к одному следствию

Расскажите историю.

Истории легче запоминаются, потому что взывают к эмоциям и активизируют визуальные, слуховые и кинестетические ощущения.

Неопытный рассказчик, берущий за основу выступления интересную историю, заведомо выиграет у опытного оратора, не потрудившегося подобрать наглядный пример для своего спича.

Истории и примеры из жизни помогают исключить фактор неожиданности: вы хорошо знаете, о чем говорите, поскольку, наверняка уже рассказывали это раньше.

  • Делать переходы к историям их собственной жизни
  • История может быть вымышленной, фантазируйте: «А что, если бы…», «Представьте себе, что…», «Я никогда не летал на самолете, но давайте представим, что…»