Психология малой социальной группы
Если говорить в самом широком смысле, то социальная психология изучает взаимоотношение личности и группы. Мухина дала следующее определение социальной психологии – она открывает закономерности социального процесса влияния группы на отдельного человека, устанавливает наличие устойчиво-воспроизводимых сущностных связей и зависимостей.
Под группой можно понимать реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Из этого определения следует, что группу мы можем рассматривать как субъекта социальной деятельности, то есть она имеет непосредственное влияние на процессы, происходящие как в самой группе, так и за ее пределами.
Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций (рассмотрим пример последней).
Точки – члены группы; линии – каналы коммуникации.
Групповая динамика – развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а так же внешнее воздействие на группу. Выделяют основные элементы групповой динамики:
- Цели группы – объединены в общую систему практической работы с людьми, включёнными в группу.
- Нормы группы – возникаю в результате присвоения общей цели.
- Стремление к сохранению стабильности группы.
- Структура группы – лидер (член малой группы), который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя при соответствии его норм и ценностных ориентаций.
- Сплочённость группы – взаимное тяготение членов группы.
- Фазы развития группы.
- Отношения личности с группой.
Механизмы групповой динамики:
- Притирка – присматриваются друг к другу, определяется степень личной заинтересованности.
- Ближний бой – период борьбы и противоречий. Оценка вклада лидера, когда образуются группировки, а разногласия высказываются открыто.
- Экспериментальная – члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Проблема эффективного использования способностей.
- Эффективность группы – опыт успешного решения проблем и использования ресурсов
- Зрелость – Группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознанных реальных общих целей в которых сведены индивидуальные цели.
А.Н. Усманский выделяет 6 уровней групп:
- Конгломерат – группа ранее незнакомых людей, оказавшихся в одном месте.
- Номинальная группа – собравшиеся вместе и получившие общее название.
- Ассоциация – группа людей с совместной целью.
- Кооператив – группа активно взаимодействующих людей, добившихся определенных результатов в деятельности.
- Автономия – ценностная и абсолютно группа людей, работавших для достижения общих целей и получившие не только мат результат, но и удовольствие.
- Коллектив – группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общих целей, интересов, ценностей.
Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы.
Для нас наиболее интересна классификация на малые и большие группы. Для начала определим, что же такое «большая социальная группа?». Большая социальная группа это социальная общность, члены которой, не имеют непосредственных контактов между собой и связанны опосредовательно психологическими механизмами групповой коммуникации.
В приведенной выше схеме было показано, что "большие" в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Большая социальная группа имеет три уровня: типологический, идентификационный, солидаристский.
Стихийные |
Устойчивые |
|
Типологический уровень |
Идентификационный уровень |
Солидаристский уровень |
Группы этого уровня имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психических общности. |
Характеризуются наличием группового сознания, члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами |
Характеризуются осознанием членами группы общности своих интересов, готовность группы к совместным действиям во имя групповой цели. |
Толпа, аудитория, публика |
Нации, классы, этнические группы |
Партии, ассоциации, союзы |
Структура психологии Больших Социальных Групп складывается из 2х компонентов: психологического склада куда относится социальный характер, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и из эмоциональной сферы: потребности, интересы, настроения.
Группы, которые по природе своей стихийны имеют определенные способы воздействия. Главный отличительный признак стихийных групп в том, что здесь возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Итак, кратко проговорим основные способы воздействия в БСГ:
Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или "психического настроя". Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему
Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к человеку, классифицируют с точки зрения меры активности позиции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внушение. Именно эта третья форма информации связана с некритическим восприятием. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Естественно, что в различных ситуациях и для различных групп людей мера неаргументированности, допускающая некритическое принятие информации, становится весьма различной.
Теперь мы перейдем к рассмотрению малой группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Классификаций малых групп:
- деление малых групп на "первичные" и "вторичные" (вторичные группы, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные "посредники" в виде средств связи);
- деление их на "формальные" "неформальные". В формальных группах заданы четко все позиции, предписаны групповыми нормами, неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет;
- деление на "группы членства" и "референтные группы". Группы членства – группы в которых индивид состоит. Референтные группы - такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы, которых они принимают.
Идиосинкразический кредит - индивидуальная норма, разрешенное отклонение от групповой нормы. Принимается либо за бывшие заслуги человека, либо за отношение с руководителем.
Феномен группового давления.
Конформизм – проявление активности личности, которое отличается реализацией отчётливо приспособленческой реакцией на групповое давление с целью избежать негативных санкций – порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятыми и обще провозглашёнными мнением и желанием не выглядеть не таким как все. Большая часть людей испытывает конформную реакцию на стадии адаптации и вхождения в референтную группу. Особо проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства. На личностном уровне конформизм чаще всего проявляется в качестве такой личностной характеристики как конформность – готовность индивида податься как реальному, так и лишь воспринимаемому как таковое давлению группы, если не стремлению, то во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и виденье в связи с тем, что они не совпадают с мнением большинства. Это может быть связанно с реальным пересмотром своих позиций с одной стороны, а с другой – в стремлении на внешнем уровне, поведенческом избежать противопоставления себя конкретному сообществу.
Нонконформизм – готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. В психологическом сущностном плане эти формы личностной активности идентичны. В обоих формах можно говорить о зависимости индивида от группового давления.
Упражнение «Про купца».
У купца была лошадь, ему стало не на что жить и он продал лошадь за 2 рубля, потом жизнь наладилась, и он купил эту же лошадь за 3 рубля, потом стало опять плохо жить и он продал эту же лошадь за 4 рубля, вдруг он снова разбогател и решил вернуть себе эту же лошадь, купив ее за 5 рублей, снова дела не ладились, и он продал лошадь за 6 рублей, в итоге у него появились деньги и он купил ее за 7. В выгоде ли оказался купец? Примите обще групповое решение.
Малая группа сформирована и работает по принципу общей деятельности. Эффективность группы мы можем оценивать из следующих показателей:
- Определенный уровень образования каждого из членов группы.
- Личностные особенности.
- Установки. Установка – психологическая готовность действовать определенным образом в отношении предметного мира и в отношении людей.
- Личность руководителя
- Климат в коллективе
- Психология эффективности.
Общение. Межгрупповые и межличностные отношения.
Упражнение «Да/Нет»
Каждому нужно найти себе пару. Определитесь в паре кто будет «да», а кто «нет». После этого вы в течении минуты можете употреблять только данную вам фразу. Задача заставить оппонента сказать вашу фразу. Обсудить упражнение.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, человек человек, человек группа, группа группа. В которой происходит обмен информацией, опытом, способностей, умениями и навыками и результатами деятельности. Функции общения: информационная, воздействие, эмоциональная. Средства общения ( предложить перечислить ребятам) Вербальные, невербальные.
Факторы влияющие на восприятие человеком человека.
- Установка на людей. Есть предшествующий опыт о людях.
- Самооценка и я – концепция.
- Жизненная философия.
- Жизненный опыт
- Стандарты взаимоотношений в семье.
- Социальные стереотипы
- Пол
- Профессия.
Ошибки восприятия:
- Эффект ореола – общее впечатление влияет на восприятие его частных качеств.
- Эффект последовательности – первая информация о человеке самая сильная и самая верная (но не всегда). Последующая информация перекрывает предыдущую.
- «Перцептивная защита» - человек не хочет слышать необходимую информацию о себе.
- Эффект проекции – человек воспринимает все окружающие, через призму самого себя и своего опыта.
Воздействие в группе:
Убеждение – процедура логического обоснования суждений с целью сдвига в сознании у собеседника, апелляция к фактам, логике.
Внушение – способ воздействия, рассчитанный на некоторое восприятие действительности при авторитете говорящего. Выделяют основные способы внушения: Меньше категоричности. Без поспешные выводы, не морализировать, Паритет (равенство), не критиковать то, что изменить нельзя, больше хвалить, объединить интересы, меньше обобщать.
Упражнение «4». Следуя предложенной выше схеме в течении минуты попробовать воздействовать на собеседника по ней.
Подведем итог занятия. Социальная психология изучает "сквозные" проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные механизмы, действия которых различно в различных социальных контекстах. Так как человек - существо социальное, знания основ социальной психологии помогут нам при работе с группами., выбрать эффективные механизмы для решения той или иной ситуации.