Учимся учить

Преподавание – это деятельность учителя по организации усвоения учеником содержания образования и по руководству этим усвоением. Задача учителя состоит не в передаче «готового» знания, а в организации активной познавательной деятельности человека.

 

Основные цели процесса обучения :

  1. образовательная – обогащение учащихся ЗУН, обеспечивающее способность к самоорганизации деятельности, выходящей за пределы усвоенных ЗУН;
  2. развивающая – направленное умственное и духовное развитие человека; развивает только такое обучение, которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся, использует особые подходы к обучению, которые не только учитывают содержание знаний, но и поисковую деятельность учащихся, которое формирует у учащихся способы приобретения знаний и умений;
  3. воспитательная – формирование у учащихся системы ценностных отношений, соответствующих современной культуре; она реализуется тогда, когда учитель учитывает имеющиеся у учащихся реальные мотивы и опирается на них при организации обучения, ведет специальную работу по развитию положительного отношения к предмету и познанию вообще.

Педагоги главными структурными элементами процесса обучения выделяют следующие три:

  1. содержание образования (чему учить);
  2. деятельность учителя (преподавание);
  3. деятельность ученика (учение).

Виды обучения:

  1. Пассивный метод
  2. Активный
  3. Интерактивный

Разработка интерактивного занятия

  1. Участники занятия, выбор темы: возраст участников, их интересы, заинтересованность группы в данном занятии.
  2. Перечень необходимых условий: должна быть четко определена цель занятия, подготовлены раздаточные материалы, обеспечено техническое оборудование, обозначены участники, определены основные вопросы, их последовательность, подобраны практические примеры из жизни.
  3. Что должно быть при подготовке каждого занятия: уточнение проблем, которые предстоит решить, обозначение перспективы реализации полученных знаний, определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
  4. Раздаточные материалы: программа занятия, материал должен быть структурирован, использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

Вступление: Сообщение темы и цели занятия.

  • участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
  • педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя: Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования:

  1. выяснение набора позиций аудитории,
  2. осмысление общего для этих позиций содержания,
  3. переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,
  4. формирование нового набора позиций на основании нового смысла.

Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примеры

Виды  интерактивных методов обучения:

  1. IT-методы обучения
  2. Работа в команде
  3. Case-study
  4. Игра
    1. Деловая игра
    2. Ролевая игра
  5. Проектный метод
  6. Поисковый метод
  7. Исследовательский метод
  8. Обучение на основе опыта
  9. Проблемное изложение материала
  10. Поисковая беседа
  11. Мозговой штурм
  12. Контекстное обучение

Формы урока:                                                                                       

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.
  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция;
  • урок-беседа.
  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • уроки защиты проектов;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.