Проектирование
Проектирование можно определить как процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Понятие «проектирование» не включает в себя стадию реализации проекта.
Виды проектирования (в зависимости от объекта):
- Проектирование технических систем,
- Техническое проектирование,
- Электротехническое проектирование,
- Проектирование инженерных систем.
- Строительство,
- Архитектурно-строительное проектирование,
- Градостроительное проектирование,
- Технологическое проектирование.
- Дизайн,
- Дизайн интерьера,
- Промышленный дизайн,
- Ландшафтный дизайн.
- Проектирование программного обеспечения,
- Социальное проектирование,
- Др.
Что такое проект?
Существует несколько определений термина «проект». Чтобы у нас была полная картина и мы могли свободно ориентироваться в теме - рассмотрим основные определения:
- Проект - комплект документации, предназначенный для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации (например проект здания, сооружения или изделия);
- Проект - предварительный либо незавершенный текст какого-либо документа (например, проект договора);
- Проект - программа, план действий, комплекс работ, подлежащих воплощению.
Существует принятое на международном уровне определение проекта прописанное в стандарте по управлению проектами - ISO 21500. Этот стандарт был принят единогласным голосованием 37 стран Евросоюза, при отсутствии замечаний от 12 стран-наблюдателей.
Проект — это уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям.
Давайте разберем определение на части. Проект – это набор уникальных процессов. Процесс (лат. processus — «течение», «ход», «продвижение»). Значит проект – это набор протекающих во времени действий, которые могут выполняться проектной командой или участниками проекта. Да притом этот набор уникальный – то есть не повторяющийся. Каждый проект уникален. Состоящих из скоординированных и управляемых задач. Эта часть определения говорит, что у проекта есть координатор и/или менеджер, человек, который всегда в курсе текущего положения всех процессов в проекте. Он может давать задания, отслеживать прогресс и сроки выполнения процессов. С начальной и конечной датами. Это значит, что сам проект – обязательно заключен во временные рамки. Он имеет начало и конец. Он может длиться день, неделю, год, пять лет, сорок лет. Кроме этого все процессы в проекте тоже имеют временные рамки. Предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям. Очень важная часть определения. Она нам сообщает, что проектная деятельность – это не деятельность по достижению определенных целей. Не бывает проекта ради проекта. У каждого проекта есть цель и конечный результат, которые подчинены определенным требованиям (личным требованиям, группы людей, общественным, государственным). Иными словами, достигая поставленной цели, проект решает какую-то проблему или удовлетворяет потребность.
Подведем небольшой итог. Проект:
- Уникальный набор протекающих и ограниченных во времени действий, этапов проекта.
- Для осуществления проекта необходима проектная команда и координатор проекта, который даёт задания, следит за прогрессом и сроками выполнения процессов
- Проект, как и процессы внутри его, ограничен во времени – он имеет начало и конец.
- У проекта обязательно должна быть цель и предполагаемый результат, с помощью которых решается личная, общественная или государственная проблема.
Виды проектов (в зависимости от объекта)
Вид проекта |
Практико-ориентированный |
Исследовательский |
Информационный |
Творческий |
Игровой |
На что направлен |
на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. |
на доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. |
На сбор информации с целью её анализа и представления для широкой аудитории. |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. |
Продукт |
Заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. |
Результат исследования (доказательство или опровержение гипотезы) |
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу, публикация в СМИ, в том числе в Интернете. |
Этот проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. |
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и пр.)
|
Тип деятельности |
Практическая деятельность в определенной области |
Деятельность, вязанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. |
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, обработкой информации из различных источников; общение с людьми как источник информации |
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от целевой публики |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией. |
Кроме понятий «проектирование» и «проект», можно выделить термин «проектная деятельность». Если проектирование – это процесс разработки проекта, не включающий стадию реализации проекта, то проектная деятельность – это вид учебной деятельности, включающий следующие этапы.
Этапы проектной деятельности
Шаг 1. Определение потребности
Потребность определяется при помощи жизненного опыта, социологических исследований либо извлекается из общеизвестной проблемы.
Шаг 2. Обозначение требований к объекту, к конечному результату
Иными словами – ожидаемые результаты, чего мы хотим достичь кроме решения проблемы и удовлетворения потребности. Или как будет выглядеть это решение.
Шаг 3. Выработка первоначальных идей
Шаг 4. Анализ идей
Шаг 5. Выбор одной идеи
В трех предыдущих шагах действуют правила эвристических методов, и прочих методов генерации и отбора идей.
Шаг 6. Планирование
Каждый шаг, который подлежит реализации должен быть зафиксирован с обозначением сроков и ответственных за реализацию.
Шаг 7. Реализация проекта
Во время реализации допустима корректировка плана.
Шаг 8. Оценка, анализ и рефлексия
Обязательные составляющие проекта
Для полной картины стоит рассмотреть обязательные составляющие проекта:
- Титульный лист
- Пояснение актуальности проблемы
- Цели и задачи проекта
- Механизмы реализации
- Календарный план
- Бюджет проекта
- Ожидаемые результаты
- Критерии оценки эффективности
Титульный лист. Оформляется на отдельном листе. Может включать в себя: название проекта, сроки начала и конца проекта, список рабочей группы (ФИО + контактная информация), полная общая стоимость проекта, география проекта.
Пояснение актуальности проблемы. Любой проект должен быть направлен на решение какой-либо проблемы. Необходимо учитывать реальные личные возможности и возможности организации при определении проблемы, а также ее актуальность для молодежи и общества в целом. Пред разработкой проекта всегда полезно провести небольшой опрос, действительно ли эта проблема является острой для других людей (т. е. нужно ли это будет кому – то кроме вас).
Цели и задачи. Цель проекта – это то, чего вы хотите достичь. Цель проекта – полное или частичное решение поставленной проблемы. Задачи проекта – это шаги к достижению Цели. Задачи должны быть четко сформулированы и выстроены в логической и временной последовательности их решения. Проект может иметь несколько Целей, в таком случае необходимо будет разработать отдельный спектр задач для каждой из поставленных целей.
Механизмы реализации. В этом пункте необходимо четкое описание конкретных действий в рамках КАЖДОГО шага проекта. Механизмы реализации могут зависеть от масштаба проекта, возможностей организации, бюджета и других ресурсов.
Календарный план реализации проекта. Неспособность уложиться в сроки становится серьезной проблемой перед многими на пути реализации проекта. Но в большинстве случаев это связано с халатным отношением к срокам у самих людей. Ключом к успешному проекту является грамотное планирование. Зачастую планирование проектов игнорируется, и работа начинается как можно быстрее. А между тем грамотно спланированная работа экономит время, деньги и позволяет избежать многих проблем.
Бюджет проекта - план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении. Главная функция бюджета — отражать в ходе проекта его расходы и избежать перерасхода. Некоторые неточности в бюджете неизбежны, но они не должны быть следствием недостаточной работы над планом. Представляет собой самый важный документ. Он должен быть тщательно проработан.
После составления бюджета, необходимо обосновать статьи расходов. Это нужно как для вас, так и для ваших спонсоров.
Ожидаемые результаты. Какие результаты будут достигнуты по завершению проекта. Описать количественные (участники, новые и членов организации, изданные методических материалов и т.п.) и качественные результаты. Каждый проект уникален. Это порождает сложности при его планировании, а так же, при прогнозировании его результатов. Поэтому, нужно быть готовым, что результатом проекта может стать не только продукт, мероприятие или услуга, но и уроки, опыт, который будет использован в дальнейшей работе. Очень хорошо, в период планирования проекта провести «Ожидания – опасения - соглашения», чтобы достичь единого мнения в команде, определить к чему же вы все вместе идете и что каждый ждет от этого проекта (как видит его результат). Если результат оказался у всех разным, и существенно отличается от вашего представления о нем, вернитесь на стадию постановки цели.
По завершению проекта вам необходимо будет представить отчет о проделанной работе. Форма отчета может быть практически любой: это может быть официальный документ, а может быть и один из вариантов выходов проекта: web-сайт, бизнес-план, видеофильм, выставка, журнал, законопроект, система школьного самоуправления, и многое другое.
Когда проект закончен, отчет прочитан и проблема решена, то следующим очень важным этапом является анализ.
Критерии оценки эффективности:
- Как мы спланировали? «+» и «-» планирования (затруднения)
- Как провели? «+» и «-»
- Понравилось ли целевой аудитории?
- Следующий проект будут лучше, потому что…
- Планы на будущее
- Спасибо кому?
Анализ – очень важный этап проекта, но не заключительный. Остается еще один: по завершению анализа в силу вступит уже известное вам последействие, т.е. внедрение в работу предложений по улучшению ведения, организации, планирования, реализации проекта. И вот этот этап может длиться вплоть до конца следующего проекта.
Понятие и виды
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов:
- Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Структура социального проектирования
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
- социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
- социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
- социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
- социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Из чего состоит социальный проект?
Исследование -> Проблема -> Цель -> Задачи -> Методы -> Шаги -> Бюджет -> Оценка
Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
- Являются логическим следствием проблемы;
- Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
- Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
- Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Методы реализации проекта.
Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
- Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
- Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
- Соответствие деятельности заявленным результатам;
- Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
- Инновационность / возможный риск;
- Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
- Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
Календарный план.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
- Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
- Реалистичность, выполнимость плана;
- Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
- Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Пример план – графика приведен ниже:
Период |
Мероприятие |
Дата / период проведения
|
ответственный |
|
Мес. |
дата |
|||
сентябрь
|
||||
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
- Соответствие результатов цели, задачам проекта;
- Измеряемость (количественные и качественные показатели);
- Реалистичность;
- Выполнимость / достижимость.
Мониторинг и оценка проекта.
Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д.
План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.
БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ
Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.
№ |
Мероприятие по проекту |
Требуется |
Имеется у организации |
Всего |
1. |
Стажировка |
300$ |
100$ |
400$ |
2. |
Зарплата |
500$ |
----- |
500$ |
Если рассматривать шаги более подробно, то их можно выделить 21.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Последовательность шагов №№ 1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.
Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта
Методики социального проектирования
Социальное проектирование использует специальные методики.
Методики - этоспособы достижения цели; построение социального проекта - это определеннымспособом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методикпроектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методикувживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма,методику синектики.
Методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменныхсоставляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проектазависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, впределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных,трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можноопределить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, чтонужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее,а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблематребует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когдапроектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого наоснове подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках илиотношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств,признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным,если принимаются в расчет следующие обстоятельства:- чем больше известно общих признаков (Рг, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов,тем выше степень вероятности вывода по аналогии;- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем вышестепень вероятности;- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, темвыше степень, вероятности;- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование поаналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством,которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.
Методика мозгового штурма - связь с генерацией идей, с их равноправнойконкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредствомкоммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты,осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идейрассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаютсяопределенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Куда можно обратиться?
- Кузбасская ассоциация переработчиков отходов: kuzrecycling.tiu.ru
- Группа «Жить экологично в Кузбассе»: vk.com/ecokuzbass
- Центр социальных программ РУСАЛа: www.rusal.ru/development/social_investment/centr_social_program.aspx
- Компания ИнЭкА: ineka.ru, www.common-in-web.ru
- Конкурсы социальных проектов ЕВРАЗа: evraz4u.ru/evraz