ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Вводнаячасть–10минут. (Знакомство с учебной группой, обсуждениеактуальностиданнойтемы, постановка вопросов/задач.)
Основнаячасть–40минут.(Кем стать? Как выбрать профессию? Какие есть типы профессий? Определить свой тип с помощью теста Холланда. Какие профессий актуальны сейчас, какие появятся, а какие исчезнут?)
Профессиональнаяориентация(профориентация,выборпрофессии,ориентациянапрофессию,профессиональноесамоопределение)–этокомплексдействийдлявыявленияучеловекасклонностейиталантовкопределённымвидампрофессиональнойдеятельности,атакжесистемадействий,направленныхнапомощьввыборекарьерногопутилюдямвсехвозрастов.Понятиепрофориентациипоявилосьврезультатеслияниядвухсловизразныхязыков:латинскогоprofession(родзанятий)ифранцузскогоorientation(установка).Профориентациябазируетсянапсихологии,социологии,экономике,философии,правеимедицине.(под запись)
«Кемстать?»иликаквыбратьпрофессиюправильно. (Вопросы, примеры, обсуждения).
Выборпрофессии–этоодноизсамыхважныхрешений,которыйзачастуюопределяетвсюдальнейшуюжизнь,илегкомысленноеотношениекнемусовершеннонеуместно.
Передтем,какначатьвыбиратьинтересныйкарьерныйпутьнеобходимоприслушатьсяксебеиопределитьнаиболееважныеименнодляВаскритериибудущейпрофессии.Условнопричинывыборатойилиинойпрофессииможноразделитьнадвегруппы:внешниеивнутренние.
Внешниепричинывыборапрофессии
1.Мнениеокружающихопрофессиииеёпрестижности(друзья,родители,успешныезнакомыеит.д.)–частоспециальностьвыбираетсяподвпечатлениемотеёпрестижностивглазахокружающих,чтообычноприводиткситуациинеудовлетворенияотработыинеобходимостипереучиваться.Ктомужесуществуетриск,чтомодныйсегодняродзанятийзавтразначительноснизитсвоюпопулярность,атоиперестанетсуществоватьвовсе.
2.Желаниеродителей–оченьраспространеныслучаи,когдапрофессиявыбираетсяподдавлениемсостороныродителей,желающихустроитьсвоегоребёнкананаиболеевыгодную,сихточкизрения,специальность.Соднойстороныимидвигаютисключительноблагиепобуждения,сдругойжепрактическивсегдастремления,желанияиспособностинепосредственноребёнкауходятнавторойпланинеучитываются.
3.Уровеньзаработнойплаты–немаловажнаяпричина,которую,несомненно,стоитучитыватьвместесостальными.Однойизсамыхраспространённыхошибокпривыбореявляетсяупорисключительнонапредполагаемуюзарплатубезучётажеланийиталантов.
4.Доступностьобучения–согласитесь,получатьобразованиенамноголегчеикомфортнеевсвоёмродномгороде,анеобходимостьпереездаижизнивобщежитииможетотпугнутьмногихлюдей.
Внутренниепричинывыборапрофессии
1.Интерес–нарядусоспособностямиоднаизважнейшихпричинквыборутойилиинойпрофессии.Наличиеинтересаможеткомпенсироватьнедостаткивдругихобластях,такихкак:склонности,таланты,знанияитомуподобных.
2.Физическиевозможности–еслиуВасаллергиянапыльцу,тоботаническиеиаграрныепрофессиисвысокойстепеньювероятностиокажутсянедоступными.Длямузыкантовнеобходимоналичиеслуха,дляпевцовголоса,повараидегустаторынесмогутобойтисьбезразвитыхотприродывкусовыхрецепторов.Исключения,конечноже,бывают,ноониредкиибольшеподтверждаютправило.
3.Наличиесклонностей,талантов,способностей–ужевдетскихсадахишколахстановятсявиднысклонностикразнымвидамдеятельности.Есличеловеквшколеструдомосваивалматематикуифизику,товрядлиемустоитсвязыватькарьерныйпутьсэтиминаправлениями.
4.Возможностьсамореализации–естественноежеланиебытьмастеромсвоегодела,растииразвиватьсякакпрофессионал.
Типичныеошибкивыборапрофессии(по желанию, записать некоторые)
1.Ориентациянапрестижностьпрофессии – одна из самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
2.Выборподдавлениемокружающих–чащевсеготакимилюдьмивыступаютродители,укоторыхвидениебудущегосвоегоребёнканеучитываетегоинтересыиспособности
3.Пойтиучиться«закомпанию»–поступитьвВУЗвместедрузьямиилибывшимишкольнымиодноклассниками.
4.Идтипостопамсвоегокумира–выборпрофессиитолькопотому,чтоэтимзанимаетсяизвестнаяилинравящаясяличность:любимыйучитель,актёр,певец,спортсменит.д.
5.Желаниеучитьсятольковопределённомместе–втакомслучаевыборсильноограниченвыбраннымВУЗом.Федеральныеуниверситетысбольшимколичествомспециальностейнесколькоспасаютположение,ноионинеобладаютвсемспектромвозможныхпрофессий.
6.Устаревшаяилинеправильнаяинформацияопрофессии–профессииизменяютсявследзатребованиямирынкатрудаилипоявлениемновыхтехнологий.
7.Учитываниетольковидимойстороны–актёрыилипевцысобираютогромныезалыпоклонниковиполучаютхорошиегонорары,нотяжелыйтрудпрактическивсегдаостаётсязакадромиможетбытьупущенприопределениисжелаемойспециальностью.
8.Отсутствиежеланияразобратьсявсебе–выборпрофессиибезучётасвоихспособностейипсихологическихособенностей.Напомощьможетприйтиграмотнопроведённаяпрофориентациясконсультациейпсихолога-профконсультантаимногочисленныебесплатныетесты.
9.Привязанностьклюбимомушкольномупредмету–неплохой,вобщем-то,выбор,ностоитучитывать,чтолюбаяпрофессиясостоитизсплаванесколькихнаправленийиотличнымзнаниемодногошкольногопредмета,скореевсегонеобойтись.
10.Неправильнаяоценкасвоихспособностей–завышениеилизанижениесвоихталантовиумственныхспособностей.Результатомможетстатькарьерапродавцаприимеющихсявозможностяхдляблестящейкарьерыхирурга.Профориентационноетестированиепоможетвыявитьнастоящиесильныеислабыестороны,наосновекоторыхистоитделатьвыборпослеконсультациисоспециалистом-профконсультантом.
Классификацияпрофессий(под запись)
Вотечественнойпсихологиинаибольшуюизвестностьполучилапсихологическаяклассификацияпрофессий,разработаннаяЕ.А.Климовым.
Всоответствииспредметомтрудавыделяютсяпятьтиповпрофессий:
1.Человек—живаяприрода(П).Представителиэтоготипаимеютделосрастительнымииживотнымиорганизмами,микроорганизмамииусловиямиихсуществования.Примеры:мастер-плодоовощевод,агроном,зоотехник,ветеринар,микробиолог.
2.Человек—техника(инеживаяприрода)(Т).Работникиимеютделоснеживыми,техническимиобъектамитруда.Примеры:слесарь-сборщик,техник-механик,инженермеханик,электрослесарь,инженер-электрик,техник-технологобщественногопитания.
3.Человек—человек(Ч).Предметоминтереса,распознавания,обслуживания,преобразованияздесьявляютсясоциальныесистемы,сообщества,группынаселения,людиразноговозраста.Примеры:продавецпродовольственныхтоваров,парикмахер,инженер-организаторпроизводства,врач,учитель.
4.Человек—знаковаясистема(3).Естественныеиискусственныеязыки,условныезнаки,символы,цифры,формулы—вотпредметныемиры,которыезанимаютпредставителейпрофессийэтоготипа.Примеры:операторфотонаборногоавтомата,программист,чертежник-картограф,математик,редакториздательства,языковед.
5.Человек—художественныйобраз(X).Явления,фактыхудожественногоотображениядействительности—вотчтозанимаетпредставителейэтоготипапрофессий.Примеры:художник-декоратор,художник-реставратор,настройщикмузыкальныхинструментов,концертныйисполнитель,артистбалета,актердраматическоготеатра.
ТестХолланда. (Будут сделаны распечатки на всю группу)
ВсоответствиисмодельюХолланда(теорияRIASEC),существуетшестьтиповличности.Каждомутипуличностисоответствуетопределенныйтипдеятельностииопределенныйвидпрофессиональнойсреды.Есличеловеквыбираетпрофессиюисреду,соответствующуюсвоемутипу,онбудетработатьмаксимальноэффективно,сможетдостичьвыдающихсяуспеховиполучитьнаибольшееудовлетворениеотработы.Чембольшенабранноеколичествобаллов,темсильнеевличностичеловекавыраженычертыданноготипа.
Инструкция:ВыберитевкаждойстрокеОДНУиз2хпрофессий,котораяВамбольше нравится, на которой Вы бы с большиминтересомработали.Цифрурядомспрофессиейсоветуемвыписыватьсебеналисток,чтобыбылоудобнейподсчитыватьитоговыерезультаты.
1 |
инженер-технолог |
конструктор |
2 |
1 |
электротехник |
санитарныйврач |
4 |
1 |
повар |
налоговыйинспектор |
6 |
1 |
операторкотельной |
Дилер |
5 |
1 |
шофер |
дизайнер |
3 |
2 |
философ |
психиатр |
4 |
2 |
химик-исследователь |
бухгалтер |
6 |
2 |
редакторнаучногожурнала |
адвокат |
5 |
2 |
лингвист |
переводчикхудожественнойлитературы |
3 |
4 |
педиатр |
банковскийслужащий |
6 |
4 |
преподавательвысшейшколы |
менеджерпопродажам |
5 |
4 |
спортивныйтренер |
художник |
3 |
6 |
нотариус |
агентпонедвижимости |
5 |
6 |
операторэвм |
фотограф |
3 |
5 |
политическийдеятель |
писатель |
3 |
1 |
садовник |
метеоролог |
2 |
1 |
автомеханик |
фельдшер |
4 |
1 |
инженер-электронщик |
библиотекарь |
6 |
1 |
маляр |
музыкант |
3 |
2 |
биолог |
священнослужитель |
4 |
5 |
телерепортер |
Актер |
3 |
2 |
фармацевт |
ревизор |
6 |
2 |
программист |
биржевойброкер |
5 |
2 |
математик |
архитектор |
3 |
4 |
инспекторподеламнесовершеннолетних |
Кассир |
6 |
4 |
учитель |
коммерсант |
5 |
4 |
воспитатель |
парикмахер |
3 |
6 |
экономист |
директоррекламногоагентства |
5 |
6 |
корректор |
Критик |
3 |
5 |
заведующийхозяйством |
дирижер |
3 |
1 |
лесник |
специалистпоядернойфизике |
2 |
1 |
пожарный |
архивариус |
6 |
1 |
агроном |
председательсельскохозяйственногокооператива |
5 |
1 |
закройщик |
Певец |
3 |
2 |
археолог |
аудитор |
6 |
2 |
работникмузея |
специалистпосемейномуконсультированию |
4 |
2 |
ученый |
режиссер |
3 |
4 |
логопед |
судебныйисполнитель |
6 |
4 |
врач |
дипломат |
5 |
6 |
секретарь |
журналист |
5 |
3 |
поэт |
психолог |
4 |
1 |
радиомеханик |
Прораб |
5 |
Если Вы набрали большее количество цифры 1, то в Вас преобладает тип "Р"— реалистический тип.
Цифра 2 - "И" — интеллектуальный.
Цифра 3 - "А" — артистический.
Цифра 4 - "С" — социальный.
Цифра 5 "П" — предприимчивый.
Цифра 6 "Т" — традиционный.
(По желанию каждый может записать для себя, к какому типу он относится, какие профессии.)
Реалистичный тип (Realistic)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.
Ориентация, направленность, предпочтения:Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.
Профессиональная среда:Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.
Примеры профессий: Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, геолог, гравер, агроном, садовод, автослесарь, шофер, пилот, полицейский, охранник (телохранитель), сварщик, стоматолог.
Типичные увлечения: Реставрация старых механизмов. Ремонт, конструирование, сборка различных устройств. Строительные и восстановительные работы. Фермерство, обустройство дачи, загородного дома. Огородничество, садоводство, охота, рыболовство, туризм, физически опасные виды спорта.
Исследовательский/интеллектуальный тип (Investigative)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.
Ориентация, направленность, предпочтения: Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.
Профессиональная среда:Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.
Примеры профессий:Физик, астроном, лингвист, программист, микробиолог, архитектор, экономист (аудитор, аналитик), фармацевт, искусствовед, историк, этнограф, археолог.
Типичные увлечения: Работа (исследовательский тип часто полностью поглощен своей работой). Сложные виды деятельности (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм) Компьютеры, программирование, чтение (художественная литература, научные статьи).
Артистичный тип (Artistic)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, хорошие двигательные способности и восприятие.
Ориентация, направленность, предпочтения:Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям.
Профессиональная среда: Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.
Примеры профессий:Музыкант, художник, визажист, фотограф, актер, режиссер, дизайнер.
Типичные увлечения:Фотография. Рисование. Живопись. Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев. Сочинение поэм, рассказов. Художественное коллекционирование. Игра на музыкальных инструментах. Занятие танцами, пением.
Социальный тип (Social)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.
Ориентация, направленность, предпочтения:Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.
Профессиональная среда: Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.
Примеры профессий:Врач, педагог, психолог, экскурсовод, журналист, менеджер по продажам, ди-джей, телеведущий
Типичные увлечения:Организация развлечения других. Посещение общественных мероприятий, собраний. Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.
Предприимчивый тип (Enterprising)
Личностные характеристики, способности:Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, хорошие организаторские качества.
Ориентация, направленность, предпочтения: Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.
Профессиональная среда:Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.
Примеры профессий:Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик, менеджер по продажам, биржевой брокер.
Типичные увлечения:Членство в клубах, организациях, партиях. Посещение собраний, конференций. Спортивные состязания в качестве зрителя или участника. Престижный отдых, развлечения. Организация вечеринок, увеселений. Политическая деятельность.
Традиционный/конвенциальный тип (Conventional)
Личностные характеристики, способности:Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.
Ориентация, направленность, предпочтения:Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.
Профессиональная среда:Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.
Примеры профессий:бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий, библиотекарь, контролер, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, товаровед.
Типичные увлечения:Коллекционирование марок, монет. Настройка моделей. Проекты улучшения жилища. Участие в гражданских и общественных организациях. Игры с ясными и четкими правилами.
Атлас новых профессий.
«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.
Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.Также в этом атласе есть категории умений и навыков, которые понадобятся успешному работнику в будущем.
Надпрофессиональные навыки и умения
Эти навыки являются универсальнымии важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективностьпрофессиональной деятельности в своейотрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен списокнекоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:Системное мышление (умениеопределять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия);Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми;Работа в режиме высокойнеопределенности и быстройсмены условий задач (умениебыстро принимать решения,реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем); Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
Профессии-пенсионеры.
Процесс выхода профессии «на пенсию» идет постепенно: сначала мы видим «первых ласточек» (эксперименты по замене профессийновыми технологическими решениями), потом процесс становится массовым,а «хвост» может тянуться десятилетиями (как в некоторых районах страныдо сих пор ездят на телегах,хотя в основном все перешли на автотранспорт).
Устаревающие интеллектуальные профессии на горизонте 2013-2030г.: (обсудить почему устаревают)
До 2020 года: сметчик, библиотекарь стенографист/расшифровщик, документовед/архивариус, копирайтер, испытатель, турагент, any-key, лектор, специалист.
После 2020 года: юрисконсульт, логист, нотариус, диспетчер, провизор, банковскийаналитик, операционист, маклер/риэлтор, журналист, бурильщик, муниципальныйработник, системныйадминистратор.
Устаревающие рабочие профессии:
До 2020 года: билетер, лифтер, парковщик, почтальон, операторcall-центра.
После 2020 года: вахтер, фасовщик, шахтер, варщик, машинисттоварного состава, прораб, швея/сапожник, инспектор дпс, водитель такси, горняк.
Отрасли и профессии, которые будут появляться, и будут пользоваться спросом в будущем:
Образование: Разработчик образовательных траекторий, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу.
Культура и искусство: Личный тьютор по эстетическому развитию, куратор коллективного творчества.
Медицина: IT-медик, биоэтик, тканевый инженер.
Авиация: Проектировщик дирижаблей, инженер производства малой авиации.
С/Х: ГМО-агроном, сити-фермер, агроном-экономист.
Космос: Космобиолог, менеджер космотуризма.
ITсектор: архитектор информационных систем, сетевой юрист.
(Профессии с определениями будут представлены на слайдах)
Заключение – 10 минут. (Подводим итог, отвечаем на вопросы)
Ссылки на источники.
- http://atlas100.ru/ Атлас новых профессий
- http://enjoy-job.ru/uslugi/proforientation/ другие форматы профориентации.( тренинг, игра).