Лекция «Устройство памяти» (Искусство запоминания)
- Знакомство ( Имя, отряд).
О чем пойдет речь в ходе лекции?
а) Память и её виды
б) Мнемоника, Мнемотехника
в) Устройство мнемотехники
в) Мнемотехнический квадрат
г) Как связать образы?
д) Попробуй мнемотехнику на вкус (практика)
Прежде чем преступить к лекции, разомнем наш мозг. (Пальцевая гимнастика) - 10 минут
Может быть, кто-то уже знаком с этой техникой. Пальцевая гимнастика используется в самых престижных университетах мира перед занятиями, в том числе в Гарварде. Её используют для того, чтобы активизировать мозг, и помочь голове структурировать информацию. + Пальцевая гимнастика вводит в ресурсное состояние и разгоняет мозг в 2 раза.
- Растереть руки
- Растереть уши
- Задушить большой палец – напрямую связан с головным мозгом
- Птичка
- Фига – во
- Ладонь – кулак
- Веер
- Акула – краб
Что такое память? Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событияхвнешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организациипоследующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).
Но мы поговорим не столько о самой памяти, сколько о способах её усовершенствования.
Знаете ли вы что такое Мнемоника? Мнемотехника?
1.Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)
- Мнемоника – искусство запоминания.
В 16 веке существовало 2 вида мнемотехники – классическая и педагогическая, в «войне» этих мнемотехник победила педагогическая мнемотехника, та, что нам сейчас предлагают в школах и ВУЗах. Она подразумевает зубрежку, составление конспектов заучивание схем . Классическая же мнемотехника в свою очередь предлагает намного более интересный и эффективный путь, когда информация запоминается естественным образом. Классическая мнемотехника подразумевает запоминание с помощью ассоциаций, воображения и опорных образов.
Кому же может оказаться полезной мнемотехника и для чего?
- Школьникам и студентам – учиться без зубрежки и сдавать экзамены без шпоргалок.
- Изучающим иностранные языки – за один час запомнить 50-100 новых слов
- Специалистам – они за один вечер изучают сборник специальной информации, за считанные недели осваивают новую профессию
- Бизнесменам и руководителям – держат в голове историю взаимоотношений с каждым клиентом(номера телефонов, имена, лица, дни рождения)
- Выступающим публично – Не забывают последовательность высказывания, не пользуются вспомогательным материалом (не читают по бумажке)
- Людям в быту – запоминают списки продуктов, пока другие тянутся за ручкой
Так как же улучшить память с помощью мнемотехники?
Устройство мнемотехники строится на 2-х китах – ОБРАЗ и АССОЦИАЦИЯ .
Сейчас я наглядно вам продемонстрирую этот момент, ответьте на вопрос : как на карте выглядит Венесуэла? Как на карте выглядит Румыния? Как выглядит Италия?
Ассоциация – крючок, на котором подвешен факт. Италия вешается на сапог. Вы не пытаетесь зазубрить все повороты на материке, не составляете кучу конспектов, а просто ассоциируете Италию с Сапогом.
Прежде чем запомнить информацию, её лучше превратить в образ (Слон – изображение слона) , так как мозг очень любит образы и с радостью сохраняет их.
Образ – основа мнемотехники.
Если вам нужно запомнить слова, то всё просто, а вот есть предстоит запомнить цифры, числа, то как быть? Для этого существуют различные ассоциативные методики, например 1- гвоздь, 2 – лебедь и т.д. Вот мы и превратили цифру в образ.
Давайте попробуем запомнить следующее число – 142 380, 56 857, …. – простраиваем ассоциации.
Создание образа.
Часто мы сталкиваемся с тем, что не можем запомнить ту или иную информацию. Мы с трудом запоминаем тексты учебников, но легко воспроизводим сюжет книги, прочитанной пару лет назад. Всё потому, что мозг имеет свойство при прочтении художественной литературы создавать образы, мы будто смотрим фильм в голове, читая художественную литературу. Следственно, наша задача состоит в том, чтобы превратить информацию, которую мы учим в образ.
Мнемотехнический квадрат. ( 4 правила по созданию образа).
- Образ должен быть объемным . Вы должны представлять 3Д модель объекта. Если нужно представить плоский объект (игральная карта), помнИте его.
- Образ должен быть цветным. Нужно четко понимать оттенок и текстуру.
- Объект должен быть четким. Ёж – леки, иголки, хвостик. Абстрактное слово – море – перевести в конкретный образ.
- Относительные размеры. (Можно подержать в руках)
Вы не должны при этом закрывать глаза. Т.К нельзя на конференции или ответе на экзамене стоять с закрытыми глазами, это не красиво. Отведите взгляд на однотонный объект.
4 основных момента - Объем, цвет, четкость, размер.
Вопросы ?
Попробуем применить теорию на практике.
Предположим, вы стоите на остановке и видите маршрутку. Какая она? – ответы по руке.
Теперь поговорим о том, как связывать образы.
Есть 2 пути – естественно-логический (Кот в бутылке) + Метод фотошопа. (склеить 2 объекта)
Метод цепочки – хорошо всем знаком, но несовершенен. Забыл одно звено – цепочка распалась.
Для успешного запоминания вы должны перекодировать информацию в образ, затем связать этот образ с опорным образом в своей голове.
Запоминание с помощью эмоций – (ознакомление) -------- под вопросом!
Запоминание с помощью стресса - (ознакомление ). -------- под вопросом!
Вопросы? Правило – «Не с Глаголами пишется отдельно» - перекодировать в образ.
Попробуй мнемотехнику на вкус.
Как мы обычно запоминаем информацию? Прогоняем Слово через мозг, пока оно там не осядет. Но можно делать всё гораздо проще и эффективнее.
Важно – создать в голове своеобразную сеть, в которой мы будем закреплять слова.
В данном случае сеть – порядковый номер. Наша задача очень проста – присвоить каждой из этих цифр образ и запомнить его.
1- Гвоздь
2- Лебедь
3- Трезубец
4- Стул
5- Звезда
6- Iphone
7- Коса
8- Вентилятор (лопасти)
9- Беременная женщина
10- Мишень
Сейчас я буду диктовать вам слова по порядку, вам нужно будет создать образ этого слова и связать у себя в голове со словом из вышеупомянутого списка . т.е. мы ассоциируем порядковый номер с предметом и связываем его с диктуемым образом. (н. 1 – гвоздь в стуле )
- Стул
- Весна
- Гриб
- Пальто
- Мыло
- Луна
- Забор
- Санки
- Земля
- Кот