Лекция «Устройство памяти» (Искусство запоминания)

  1. Знакомство ( Имя, отряд).

 О чем пойдет речь в ходе лекции?        

а) Память и её виды

б) Мнемоника, Мнемотехника                         

в) Устройство мнемотехники

в) Мнемотехнический квадрат

г) Как связать образы?

д) Попробуй мнемотехнику на вкус (практика)

Прежде чем преступить к лекции, разомнем наш мозг.  (Пальцевая гимнастика) - 10 минут

Может быть, кто-то уже знаком с этой техникой. Пальцевая гимнастика используется в самых престижных университетах мира перед занятиями, в том числе в Гарварде. Её используют для того, чтобы активизировать мозг, и помочь голове структурировать информацию. + Пальцевая гимнастика вводит в ресурсное состояние и разгоняет мозг в 2 раза.

  1. Растереть руки
  2. Растереть уши
  3. Задушить большой палец – напрямую связан с головным мозгом
  4. Птичка
  5. Фига – во
  6. Ладонь – кулак
  7. Веер
  8. Акула – краб

 

Что такое память?  Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событияхвнешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организациипоследующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

 

Но мы поговорим не столько о самой памяти, сколько о способах её усовершенствования.

 

Знаете ли вы  что такое Мнемоника? Мнемотехника?

 

1.Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей)

  1. Мнемоника – искусство запоминания.

В 16 веке существовало 2 вида мнемотехники – классическая и педагогическая, в «войне» этих мнемотехник победила педагогическая мнемотехника, та, что нам сейчас предлагают в школах и ВУЗах. Она подразумевает зубрежку, составление конспектов заучивание схем . Классическая же мнемотехника  в свою очередь предлагает намного более интересный и эффективный путь, когда информация запоминается естественным образом. Классическая мнемотехника подразумевает запоминание с помощью ассоциаций, воображения и опорных образов.

Кому же может оказаться полезной мнемотехника и для чего?

  • Школьникам и студентам – учиться без  зубрежки и сдавать экзамены без шпоргалок.
  • Изучающим иностранные языки – за один час запомнить 50-100 новых слов
  • Специалистам – они за один вечер изучают сборник специальной информации, за считанные недели осваивают новую профессию
  • Бизнесменам и руководителям – держат в голове историю взаимоотношений с каждым клиентом(номера телефонов, имена, лица, дни рождения)
  • Выступающим публично – Не забывают последовательность высказывания, не пользуются вспомогательным материалом (не читают по бумажке)
  • Людям в быту – запоминают списки продуктов, пока другие тянутся за ручкой

Так как же улучшить память с помощью мнемотехники?

Устройство мнемотехники строится на 2-х китах – ОБРАЗ и АССОЦИАЦИЯ .

Сейчас я наглядно вам продемонстрирую этот момент, ответьте на вопрос : как на карте выглядит Венесуэла? Как на карте выглядит Румыния? Как выглядит Италия?

Ассоциация – крючок, на котором подвешен факт. Италия вешается на сапог. Вы не пытаетесь зазубрить все повороты на материке, не составляете кучу конспектов, а просто ассоциируете Италию с Сапогом.

Прежде чем запомнить информацию, её лучше превратить в образ (Слон – изображение слона) , так как мозг очень любит образы и с радостью сохраняет их.

Образ – основа мнемотехники.

Если вам нужно запомнить слова, то всё просто, а вот есть предстоит запомнить цифры, числа, то как быть? Для этого существуют различные ассоциативные методики, например 1- гвоздь, 2 – лебедь и т.д. Вот мы и превратили цифру в образ.

Давайте попробуем  запомнить следующее число – 142 380, 56 857, ….  – простраиваем ассоциации.

Создание образа.

Часто мы сталкиваемся  с тем, что не можем запомнить ту или иную информацию. Мы с трудом запоминаем тексты учебников, но легко воспроизводим сюжет книги, прочитанной пару лет назад. Всё потому, что мозг имеет свойство при прочтении художественной литературы создавать образы, мы будто смотрим фильм в голове, читая художественную литературу. Следственно, наша задача состоит в том, чтобы превратить информацию, которую мы учим в образ. 

Мнемотехнический квадрат. ( 4 правила по созданию образа).

  1. Образ должен быть объемным . Вы должны представлять 3Д модель объекта. Если нужно представить плоский объект (игральная карта), помнИте его.
  2. Образ должен быть цветным. Нужно четко понимать оттенок и текстуру.
  3. Объект должен быть четким.  Ёж – леки, иголки, хвостик. Абстрактное слово – море – перевести в конкретный образ.
  4. Относительные размеры. (Можно подержать в руках)

Вы не должны при этом закрывать глаза. Т.К нельзя на конференции или ответе на экзамене стоять с закрытыми глазами, это не красиво. Отведите взгляд на однотонный объект.

 4 основных момента - Объем, цвет, четкость, размер.

 

Вопросы ?

Попробуем применить теорию на практике.

Предположим, вы стоите на остановке и видите маршрутку. Какая она? – ответы по руке.

 

Теперь поговорим о том, как связывать образы.

Есть 2 пути – естественно-логический (Кот в бутылке) + Метод фотошопа. (склеить 2 объекта)

Метод цепочки – хорошо всем знаком, но несовершенен. Забыл одно звено – цепочка распалась.

Для успешного запоминания вы должны перекодировать информацию в образ, затем связать этот образ с опорным образом в своей голове.

Запоминание с помощью эмоций – (ознакомление)    -------- под вопросом!

Запоминание с помощью стресса  - (ознакомление ). -------- под вопросом!

Вопросы?    Правило – «Не с Глаголами пишется отдельно» - перекодировать в образ.

Попробуй мнемотехнику на вкус.

Как мы обычно запоминаем информацию? Прогоняем Слово через мозг, пока оно там не осядет. Но можно делать всё гораздо проще и эффективнее.

Важно – создать в голове своеобразную сеть, в которой мы будем закреплять слова.

В данном случае сеть – порядковый номер. Наша задача очень проста – присвоить каждой из этих цифр образ и запомнить его.

1-               Гвоздь

2-               Лебедь

3-               Трезубец

4-               Стул

5-               Звезда

6-               Iphone

7-               Коса

8-               Вентилятор (лопасти)

9-               Беременная женщина

10-          Мишень

Сейчас я буду диктовать вам слова по порядку, вам нужно будет создать образ этого слова и связать у себя в голове со словом из вышеупомянутого списка . т.е. мы ассоциируем порядковый номер с предметом и связываем его с диктуемым образом. (н. 1 – гвоздь в стуле )

  1. Стул
  2. Весна
  3. Гриб
  4. Пальто
  5. Мыло
  6. Луна
  7. Забор
  8. Санки
  9. Земля
  10. Кот