КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ + АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА

Вводная часть

  1. Знакомство с учебной группой, обозначение темы минут

Узнаем основные аспекты понятия          «Эффективная команда». Кто такой лидер? Типы лидерства? Функции лидера?

Основная часть:

Основные аспекты понятия “Эффективная команда”.

Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

Команда - круг своих людей, имеющих общую цель. Стиль команды - это доверие и сотрудничество. Главные принципы командного взаимодействия: "Людям можно доверять, люди могут помогать". По другому: "Один за всех, все за одного".

Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

В организации, выстроенной как команда, интересы руководства и сотрудников – общие. Руководитель и сотрудники – не враги.

В команде может быть лидер, главный, руководитель . Его роль - координатор, настройщик, первый помощник. Хороший руководитель уважает свою команду и любит советоваться с людьми. Хорошая команда думает вместе с руководителем, но после того, как решение принято, решение руководителя не обсуждает, а выполняет.

 

Эффективная команда

Стоит рассмотреть более подробно, что же есть эффективная команда вообще. Это может быть сделано с точки зрения целей деятельности, характеристик команды и ее продуктивности (по Bodner, 1996).

«Эффект команды» достигается за счет:

  • Неограниченной интенсификации труда : для членов команды не существует нормированного рабочего дня; команда нормирует свой рабочий день сама в зависимости от темпов достижения поставленной цели.
  • Сокращения потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри команды: взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение.
  • Использование корпоративных форм принятия решений, что еще более повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.

В основе «эффекта команды» лежит высокая мотивация ее членов работать вместе на общий результат.

Мотивационный фон должен достигать такого уровня, который в состоянии:

«перекрыть» повышенные требования к исполнительской дисциплине и к переходу на «ненормированный» характер работ; «перекрыть» ожидаемые внешние и внутренние риски торможения хода работ; Инициировать личную инициативу и самоотдачу всех членов команды.

«Плюсы» организации команды . Команда не является универсальным инструментом системы управления. Но в организации команд немало «плюсов».

«Плюс»

Показатель

Содержание

Профессиональный

Время

Креативность

Качество

Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время.

Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений»

«Кодекс чести» профессионала не позволит сделать работу некачественно

Коммуникативный

Стиль

Координация

В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки

В команде не требуется специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации работ.

Социальный

Имидж

Перспектива

Наличие команды создает фирме выгодный имидж, вызывая у клиентов доверие

При наличии команды фирма имеет преимущества в получении выгодных заказов.

Духовный

Ценности

Рост

Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды.

Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом.

Лидеру важно понимать плюсы и минусы команды, для чего команда нужна и где она наиболее полезна.

«Минусы» организации команды

Создавая команду важно помнить и о ее «минусах», их также немало:

Время: процесс командообразования «времяемкий». Чтобы рабочая группа стала командой требуется немало времени.

Деньги : чтобы члены группы стали командой, требуются деньги на дополнительные тренинговые занятия (необходимо сформировать «командный дух»); возможно, потребуются деньги на дополнительное обучение членов команды.

«Человеческий фактор» : в команде резко возрастает ценность человека, руководителю и члену команды нужно быть к этому психологически готовыми.

Недирективность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».

«Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.

Хрупкость : в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.

Лидеру важно понимать и применять технологии создания команд.

На сегодняшний день различают несколько видов образования команды. Первый – это тим-билдинг – построение команды, где акцент делается на эмоциональное сплочение, выполнение совместных упражнений, которые невозможно сделать в одиночку. Все весело, здорово, только на эффективности повседневной деятельности практически никак не сказывается. Так как не затрагивает системы управления, взаимодействия сотрудников в компании.

Забывается (или не знается), что создание команды возможно только при осознании общих для всех членов группы мотивов трудовой деятельности, что, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если существует цель, разделяемая всеми членами группы и привлекательная для каждого из них. Давно выявлены факторы, способные увеличить или снизить коллективную мотивацию. Такими факторами являются:

  • взаимодействие,
  • групповое единство,
  • групповые нормы,
  • формальное и неформальное лидерство
  • культура организации.

А эти явления есть в каждой компании, только зачастую складываются они бесконтрольно и в итоге не работают на цели владельцев компании.

Второй подход к командообразованию - teamdesign. Он более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей и строится на процессуальных теориях мотивации.

Третий подход к командообразованию – ритиминг. Авторская программа «Reteaming» (от английского re-teaming - переформирование команд) является технологией, которая позволяет создавать эффективные управленческие команды «с нуля». Программа разработана Беном Фурманом (BenFurman) и ТапаниАхолой (TapaniAhola) (Финляндия), учредителями Международного института Ретиминга (irti). Основной принцип ретиминга – это ориентация на решение,выход из обсуждаемых проблем, осознание участниками уже существующих позитивных возможностей. По большому счету – это формирование позитивного мышления в организации в целом, у руководителей - нацеленности на результат через планирование деятельности компании в формате мозгового штурма. Четвертый подход к командообразованию – Тимфорсинг, использование тренинга при смене управленческой верхушки, появлении новых топ-менеджеров со своим взглядом на цели, ценности, принципы управления в компании.

 

Кто такой Лидер?

Вводная часть:

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Основная часть:

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и,с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгин классифицировал лидеров.

 

Классификация лидерства

 

По характеру деятельности

Универсальный лидер

Ситативный лидер

По содержанию

Лидер – вдохновитель

Лидер – исполнитель

Деловой лидер

Эмоциональный лидер

По стилю руководства

Авторитарный

Демократичекий

     

 

Типа лидерства:

Различают несколько типов лидера:

Лидер – созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (по большому счету - в интересах всех людей).

Лидер – разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

Лидер – умелец хорошо владеет какими-то умениями и может этому научить других.

Эмоциональный лидер человек-душа компании, поддерживает эмоциональное состояние.

Абсолютный лидер именно этот лидер соединяет в себе все эти качества.

 

Джим Рон сказал: «Чтобы достичь цели, надо воспитать в себе личность, которая сможет ее достичь».

Если вы хотите стать лидером, привлекающим значительных людей, вы должны сами стать таким человеком.

существующий порядок вещей. Лидер, которому по душе STATUS QUO, вскоре потеряет лидерство.

Функции лидера:

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Назовем некоторые из них.

Административная функция. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны. Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов.

Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция - согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция - сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных противников.

Личностные качества Лидера.

  • способность управлять собой («если хочу, то смогу»). Способность в полной мере использовать свое время, энергию. Умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций.
  • наличие четких личных целей («знаю, что хочу»). Ясность в вопросах о целях своих поступков. Понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним;
  • умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мнений»). Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное. Определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
  • творческий подход к организации людей («не так, как все»). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем. Умение генерировать идеи. Стремление к нововведениям;
  • умение влиять на окружающих («вести за собой»). Уверенность в себе. Умение устанавливать хорошие личные отношения. Способность убеждать и внушать. Умение слушать других;
  • знание особенностей организаторской деятельности («организовать дело»). Умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выполнение. Стимулировать работу товарищей, тактично осуществлять контроль за их работой;
  • наличие организаторских способностей («в их единстве»). Организаторское чутье, требовательность, критичность. Склонность к организаторской работе;
  • умение работать с группой («сплотить товарищей на дело»). Понимание важности сплоченности коллектива. Умение добиваться согласия в коллективе. Стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития.

Стили лидерства

Результат всех усилий, положительность и эффективность воздействия во многом зависит от стиля работы, избранного лидером.

Регламентатор. Идеал такого стиля руководства - полная регламентация деятельности членов коллектива в наставлениях, указаниях. «Сверхрегламентация» приводит к тому, что не остается места для творческой деятельности. При возникновении каких-либо проблем лидеры бросаются искать ответы на них во всевозможных инструкциях и ранее случавшихся ситуациях. Это порождает неоптимальность решений, принимаемых в нестандартных ситуациях. Лидер-регламентатор обычно плохо входит в контакты с людьми. В его коллективе зачастую неблагоприятный психологический климат.

Коллегиал. Этот тип лидеров видит залог эффективности работы в использовании коллективных форм принятия решений. В своей деятельности он отводит важное место регулярному проведению заседаний, собраний, организации всевозможных комиссий. Обычно привержен демократическим методам руководства. Однако абсолютизация коллективных форм работы приводит к уменьшению личной ответственности за принимаемые решения.

Спринтер. «Лидер подобен актеру на сцене в тот момент, когда на него упадет луч света, он должен сыграть хорошо». Такие лидеры хорошо реагируют на быстро меняющиеся ситуации, своевременно принимают решения. Они способны сделать карьеру. Лидер такого типа незаменим, когда нужно мобилизировать все силы для решения какой-то трудной проблемы. «Спринтеры», превосходя в тактике, проигрывают в стратегии. Возглавляемый коллектив работает неритмично.

Объективист. Главный упор такой лидер делает на так называемые объективные факторы, которыми объясняет и успехи и неудачи в работе коллектива. Но если все сваливать на объективные факторы, не противопоставлять им своей позиции, то зачем же тогда актив и лидер?

Волокитчик. Девиз такого лидера: «Всякая бумага и решение должны вылежаться». Он всячески оттягивает решение проблем, возникающих в коллективе, стремясь, чтобы они решились сами собой. Решения, распоряжения вышестоящих на них не действуют.

Максималист. Такой лидер не признает «мелких» проблем работы с коллективом. Он не удовлетворен решением проблемы просто на хорошем уровне и всегда стремится к максимально достижимому. Наиболее важное его качество - генерировать идеи. «Максималист» очень энергичен. Он «горит» в работе. К сожалению часто такой лидер не замечает текущих, внутренних проблем, не умеет и не любит ими заниматься, а это ставит под удар и его высокие цели.

Организатор. Этот тип лидеров считает, что самое главное - это решение ключевых проблем, к которым он относит не идеи, не цели развития, а направления деятельности. Такими проблемами «организатор» занимается лично, не поручая активу. Для ребят, которых он ценит, настойчиво добивается лидерства. Сила его в том, что он никогда не идет на поводу у текущих дел, умеет, во что бы то ни стало добиваться решения важных проблем, не останавливаться перед трудностями, конфликтами и взысканиями. Дела текущие, внутреннюю жизнь коллектива он поручает активу, сам ею не занимается.

Хлопотун. Его девиз: «Работа состоит из мелочей». У таких лидеров в порядке все бумаги, все дела начинаются точно в назначенное время, он не забывает обещаний, обычно успевает выполнить план дня. В голове держит множество мелких дел. С ребятами контактирует исключительно по деловым вопросам, его замечания и задания всегда конкретны. «Хлопотун» отличается высокой исполнительской дисциплиной. Считает, что руководство эффективно, если он на месте. В результате такой лидер тонет в текущих делах, не умеет отличить главное от второстепенного.

Все великие лидеры работали над собой, пока не достигли значительного результата. Вот несколько правил:

  • Учитесь быть сильным, но не грубым. Понадобятся исключительные усилия, чтобы стать сильным, одаренным лидером, имеющим большое влияние. Некоторые люди принимают грубость за силу. Это плохая замена.
  • Учитесь быть добрым, но не слабым. Мы не должны путать доброту и слабость. Доброта – это не слабость. Мы должны быть добрыми, чтобы сказать человеку правду. Мы должны быть добрыми, чтобы расставить все точки над «i». Мы должны быть добрыми, чтобы сказать ему все как есть и не вводить в заблуждение.
  • Учитесь быть смелым, но не хулиганом. Чтобы быть успешным, вы должны проявить смелость. Чтобы иметь влияние на других людей, вы должны идти впереди них. Вы первым должны выпустить стрелу и первым обнаружить затруднения, и первым начать решать проблему.
  • Учитесь быть скромным, но не робким. Вы не сможете добиться успеха, будучи робким человеком. Некоторые путают робость со скромностью. Скромность – это достоинство, а робость – это болезнь, но ее можно вылечить.
  • Будьте гордым, но не высокомерным. Чтобы добиться успеха, нужно быть гордым. Это помогает заявить о своих амбициях, занять положенное место в обществе, стать лидером. Вы должны быть гордым, но не высокомерным. Высокомерие происходит от невежества. Это когда человек не знает, что он ничего не знает.
  • Развивайте чувство юмора, но опасайтесь глупости. Юмор очень важен для лидера. В лидерстве нужно быть остроумным, забавным, а не глупым.

Заключительная часть:

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку жизнь - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как во всех сферах общественности. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

Задания по итогу лекции:

Тренинг «Общежитие»

Цель – выяснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу, способны ли они учитывать интересы друг друга.Представьте себе, что Вашему отряду необходимо поселиться в доме отдыха, где есть 2-х, 3-х, 4-хместные домики. Самых удобных 2-х и 3-хместных всего по 2. Остальные – 4-хместные. Распределить места так, чтобы все были довольны. Первыми надо заселить 2-хместные комнаты, затем 3-х и 4-хместные.